Промзона - место между подконтрольной Украине Авдеевкой и оккупированной Ясиноватой, где развернулось одно из самых жестких противостояний за последнее время на Донбассе.
Бои в Авдеевский промзоне приблизились к Ясиноватской развязке, сообщает группа «Информационный сопротивление». Украинская сторона говорит о наступлении со стороны российско-сепаратистских сил, а боевики прогнозируемо обвиняют в эскалации украинских военных. Причинами обострения конфликта эксперты называют как контроль за транспортной развязкой, так и близость Авдеевки к оккупированному Донецку. В ОБСЕ же констатируют – с обеих сторон используют запрещенные Минскими соглашениями виды вооружения.
Промзона – небольшой клочок земли между восточными окраинами подконтрольной Украине Авдеевки и оккупированной Ясиноватой. Именно здесь, среди частной застройки, разбитых промышленных зданий и транспортной развязки сейчас эпицентр Авдеевский боев. Это место, где развернулось одно из самых жестких противостояний за последнее время на Донбассе.
«Арена» Авдеевских боев
Столкновения, которые с новой силой вспыхнули в Авдеевке, шокировали не только жителей прифронтового города. Опытные военные тоже не ожидали такого напора. Они говорят – в район Авдеевки летят мины, танковые снаряды и стреляет крупнокалиберная артиллерия.
Заместитель командира 72-й отдельной механизированной бригады Александр Самарский
«В первую очередь, наиболее важно то, что сепаратисты использовали «Град». Такого уже очень давно не было. Четыре пакета легли по моих позициях и по населенному пункту Авдеевка», – говорит заместитель командира 72-й отдельной механизированной бригады Александр Самарский.
В противостоянии в Авдеевке задействована 72-я отдельная механизированная бригада Вооруженных сил Украины. Со стороны боевиков – 11-й отдельный мотострелковый полк «Восток», батальон «Сомали», а также отдельные диверсионно-разведывательные группы. Такие данные приводят аналитики группы «Информационное сопротивление».
По состоянию на 1 февраля в Авдеевке погибли девять украинских военных, более полусотни ранены. В то же время точной информации о потерях боевиков нет. В зависимости от источника, цифры существенно различаются. Так, по данным Главного управления разведки Министерства обороны, 30 января со стороны боевиков было убито 10 человек, а 25 – ранены.
Бои за транспортную развязку
По информации группы «Информационный сопротивление», бои в Авдеевский промзоне вплотную приблизились к Ясиноватской развязке. Бои происходят у железнодорожной станции Ясиноватая-2, а также между Донецкой фильтровальной станцией и рынком «Хозяин».
Именно контроль за транспортной развязкой, которая прилегает к Авдеевской промзоне, военные эксперты чаще всего называют причиной эскалации.
Военный журналист Юрий Бутусов
«Захват Ясиноватской развязки с фланга будет означать, что противнику придется полностью сдать этот район обороны. И после этого наши подразделения уже смогут продвигаться, планировать дальнейшие действия в направлении Ясиноватой», – сказал военный журналист Юрий Бутусов.
Один из основных железнодорожных узлов для боевиков, от которого зависит нормальная жизнедеятельность группировки «ДНР», расположен в Ясиноватой. Теперь, объясняет Юрий Бутусов, боевики всеми силами будут пытаться отбросить украинских военных на безопасное расстояние.
Ранее дорогой Горловка-Донецк боевики перевозили технику, личный состав и военные грузы
Ранее дорога Горловка-Донецк, частью которой является развязка, была главной транспортной артерией, соединявшей два крупных города. Эксперты отмечают – ранее по этому маршруту беспрепятственно можно было перевозить личный состав, военные грузы и перемещать технику. Теперь же боевики вынуждены искать другие пути, менее удобные и быстрые.
Жилой дом в Авдеевке, 5 февраля
«Ползучее наступление» и отчаяние боевиков
Одна из причин, почему обострение началось именно сейчас, может быть в так называемом «ползучем наступлении», говорят эксперты. Украинские военные шаг за шагом продвигались вглубь «серой зоны», которая, по Минским договоренностям, должна быть под контролем Вооруженных сил Украины. Когда стало ясно, что боевикам больше некуда отступать, они ответили «из всех стволов».
«В настоящее время наши войска заняли большую часть этой зоны и уже вплотную приблизились к самой трассе. К этой Ясиноватской развязке. Теперь противник уже не может ею пользоваться, как это было еще год назад», – говорит военный журналист Юрий Бутусов.
Бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко к этому добавляет, что действия боевиков могут быть неким «наказанием» украинских военных.
Бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко
«Их не устраивало то, что происходило полгода непосредственно здесь в промзоне, что имело место на Светлодарской дуге, на Мариупольском направлении несколько важных пунктов тактического уровня, которые украинские войска взяли под контроль. Поэтому эти действия – как в «наказание». Чтобы ВСУ не было повадно совершать такие действия», – отмечает Игорь Романенко.
Стратегическая Авдеевка
Близость Авдеевки к оккупированному Донецку (почти семь километров) – тоже может быть мотивом, который мог заставить боевиков активизироваться на Авдеевском направлении, отмечает руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тимчук.
«Понятно, что когда боевики говорят, что наша столица« ДНР», и в то же время город могут контролировать ВСУ, это для них неприемлемо. У них изначально была задача как можно дальше отодвинуть украинские войска», – сказал Тимчук.
Ради достижения цели, считает бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко, боевики способны на многое. В том числе и на жертвы среди мирного населения.
«Если военным не удается, то будут попытки посеять панику, привести к гуманитарному коллапса в Авдеевке. Потому что паника не способствует ведению боевых действий. Потому что это тылы, и они, разумеется, должны способствовать снабжению войск, ведущих боевые действия», – говорит Игорь Романенко.
Очередь за гуманитарной помощью в Авдеевке, 2 февраля
В то же время, разговоры о возможности полномасштабного штурма города – скорее преувеличение. Для этого сценария пока не хватает одной составляющей, утверждают некоторые военные эксперты.
«Иловайск, Дебальцево – все масштабные наступательные операции со стороны российско-террористических войск происходят только тогда, когда есть ударное ядро в виде штатных подразделений Вооруженных сил России. Сейчас мы не наблюдаем каких-батальонных тактических групп российской армии, которые были бы переброшены на Донбасс для того, чтобы осуществлять такие масштабные операции», – отмечает руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тимчук.
В наблюдательной миссии ОБСЕ назвали свою версию обострения событий в Авдеевка.
Украинские танки рядом с автомобилями наблюдательной миссии ОБСЕ на окраине Авдеевки, 1 февраля 2017
«Мы убедились, что провокационные действия с обеих сторон являются основной причиной того, что происходит вокруг», – сообщил журналистам первый заместитель председателя специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Гуг.
В отчете миссии также идет речь о том, что мониторы зафиксировали запрещенные Минскими договоренностями виды вооружений по обе стороны от линии разграничения.