Россия изо всех сил делает вид, что вопрос Крыма уже решен, но проблема никуда не исчезает, поэтому Путин действует косвенно, через подкупы и так называемых "красных идиотов".
22 февраля появился очередной план по решению конфликта в Донбассе. На этот раз авторства Константина Килимника, советника печально известного Пола Манафорта, который был главой избирательного штаба президента США Дональда Трампа, а в 2010 году помог выиграть президентские выборы Виктору Януковичу.
Немного раньше шедевра Килимника, который предлагает вернуть Януковича в Украину как руководителя ныне оккупированных территорий, был еще план авторства народного депутата Украины Андрея Артеменко, который посоветовал украинцам “сдать Крым в аренду” лет так на 50 или 100.
До этого, словно ниоткуда, возникали планы олигарха Виктора Пинчука, бывшего спикера украинского МИД Василия Филипчука … И большинство из них объединяет один тезис: ради мира на Донбассе Украине необходимо сдать Крым. Или хотя бы забыть о нем на 15-20 лет, признав пока местные власти.
Эксперты отмечают: несмотря на то, что источниками планов есть разные, не связанные между собой люди, эта риторика выходит из одного центра. И понятно, кому это выгодно.
Россия изо всех сил делает вид, что вопрос Крыма уже определен, что “КрымНаш” и ни о каких других вариантах не может быть и речи. Однако проблема существует, ведь санкции Запада завязаны именно на оккупации украинского полуострова. Поэтому для Кремля важно, чтобы Украина наконец отказалась от претензий на полуостров. Поэтому и действует косвенно, продвигая через марионеток и подкупленных политиков идею “Крымозабвения”.
Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра им. Разумкова:
– С одной стороны, действительно, есть признаки определенной координации этих планов. Вероятно, работает единый центр, который, скорее всего, находится за пределами нашей страны. Но я бы не сказал, что все люди, которые выступают с такими идеями, сознательно работают на этот центр. Ведь есть люди, которых можно назвать скорее не пятой колонной, а полезными идиотами. И они по разным причинам, не понимая последствий своих заявлений, пытаются привлечь к себе внимание.
Официальная точка зрения российского руководства, которую оно постоянно публично выражает, такова, что вопрос Крыма закрыт. В самой России даже есть табу на его экспертное обсуждение. То есть они делают вид, что этой проблемы не существует. При этом она никуда не исчезает. И российское руководство, конечно, не может не беспокоить тот факт, что санкции и перспективы восстановления нормальных отношений с Западом прямо завязаны на освобождении Крыма.
Однако пока никто не видит компромисса, при котором Путину можно было бы сохранить лицо, как ему это помогает делать Запад, в то же время стараясь не переступить через определенные красные пределы, за которыми уже будет нарушение мирового порядка, основанного на Хельсинкских соглашениях, Парижской хартии, на уставе ООН.
В этой ситуации позиция Украины достаточно важна. Сейчас важно не сделать какую-то глупость из предложенного, например, отказаться от Крыма ради мира на Донбассе (это как раз то, что Путин ставил целью, начиная войну). Украина, а также те эксперты и политики, которые это предлагают, должны понимать, что они хотят сделать за Россию ее работу. Причем конфликт все равно не решается. Украина теряет территорию и ничего не получает взамен. Никаких гарантий.
Важно осознать: если не произойдет какого-то события из категории “черных лебедей” (события, которые никто не ожидает, вроде развала Советского Союза), то вопрос этого конфликта останется как минимум на десятилетие.
Тем не менее, компромиссы возможны. Если Россия начнет занимать какую-то конструктивную позицию. Первый шаг – признание факта незаконной оккупации Крыма. А дальше можно уже говорить о каком-то переходном период, об условиях, которые Россия должна выполнить, например, о полной демилитаризации полуострова. То есть каждая сторона должна сделать шаги навстречу. Украина в свою очередь должна заявить о неприменении военной силы и в ответ на уступки России возобновить поставки воды и электроэнергии в Крым и тому подобное.
Евгений Магда, директор Центра общественных отношений:
– Понятно, что эти планы объединены и их «уши» растут из России. А в Украине есть только те люди, которые их озвучивают. Люди разные. Более или менее значимые. Например, народный депутат Артеменко до обнародования этого плана вообще ничем не был известен в Украине. А тут, оказалось, что он так легко может дойти до Трампа или его советников и рассказать о своем плане. Если каждый из 400 с лишним наших народных депутатов будет рассказывать о своих планах примирения, то мы здесь просто запутаемся, как в детском мультике “Путаница”.
Логика России вполне понятна, она будет выбрасывать подобные планы через своих агентов влияния до тех пор, пока Запад не устанет и не начнет переговорный процесс с ней за спиной Украины. Я думаю, что таков российский план.
Украина на это должна отвечать формулированием собственного видения будущего Крыма, будущего Донбасса. Напоминать, что Крым – это Украина. Напоминать, что Украина от него не откажется. Инициировать какие-то конкретные действия, принимать стратегию возвращения Крыма и Донбасса. Вообще формулировать национальные интересы.
Если Украина будет играть в этих вопросах вторым-третьим номером, то рано или поздно наши западные партнеры скажут: “Ребята, а знаете, давайте вы себе спокойненько расслабитесь, и все”.
То есть Россия пользуется тем, что в мировом сообществе больший вес, больше денег, и, соответственно, она и в дальнейшем будет продвигать подобные планы по Украине, но без Украины. Это ее логика и самая главная задача – лишить Украину субъектности и договариваться об Украине без Украины.
В свою очередь Украине нужно сформировать свой план и представить его в первую очередь своим гражданам. Потому что рядовой гражданин видит эти планы, в которых звучат как будто правильные вещи: “мир”, “прекращение боевых действий на Донбассе”, “возвращение пленных” и другие.
Но следует понимать: если мы отказываемся от Крыма, то неизвестно, где Россия сделает следующий шаг. В этом случае Россия как медведь-людоед, который один раз почувствовал вкус человеческого мяса и уже не остановится до самой своей смерти.
Ольга Скичко