На состоявшейся 3 мая церемонии смены командования НАТО министр обороны Эш Картер усомнился в кремлевской тактике "потрясания ядерным потенциалом". Резкие заявления Москвы на тему ядерного оружия направлены на запугивание Запада. Это привело к появлению необдуманных предложений, что США и НАТО стоит отреагировать, которые следует игнорировать. Однако, Картер должен пойти дальше и более явно опровергнуть наличие у российского руководства представления о том, что оно балансирует на грани ядерной войны.
Наряду со своей агрессией в Украине, Кремль также пытался запугать Запад и ядерным оружием. Президент Владимир Путин регулярно говорит о России как о ядерной сверхдержаве, и даже довольно неуместно намекал на то, что готов привести ядерное оружие в боеготовность, когда российские военные захватили Крым в 2014. В прошлом году его болтливость побудила российского посла в Дании угрожать этой стране ядерными атаками.
Картер заявил, что подобное “бряцание оружием” “вызывает тревожные сомнения в заинтересованности российских лидеров в стратегической стабильности, их соблюдении норм применения ядерного оружия и уважении к тому глубокому предостережению, которое лидеры атомной эпохи проявляют относительно размахивания ядерным оружием”.
Подобные высказывания со стороны России вызывают тревогу, особенно на фоне модернизации Россией ее тактического ядерного арсенала и ее доктрины “эскалации в целях деэскалации”. Эта доктрина поднимает вопрос о том, не считают ли российские военные, что могут успешно использовать некоторое количество маломощного ядерного оружия чтобы закончить конфликт на выгодных Москве условиях.
Это, в свою очередь, поднимает вопрос про НАТО и том, как ему следует отреагировать. Когда состоится июльский саммит лидеров альянса в Варшаве, перед ними будет стоять сразу множество вопросов: Украина, поддержание неядерного оборонного потенциала НАТО и вопросы урегулирования нестабильности на южном фланге Европы. Скорее всего, лидерам не хватит времени, чтобы рассмотреть вопрос о ядерных силах.
Эти ядерные силы основываются на стратегических ядерных силах США и Британии, призванных обеспечить критические гарантии безопасности НАТО. Порядка 200 американских ядерных бомб В61, находящихся в Европе, являются своего рода символом американской преданности в вопросах защиты альянса. Соединенным Штатам не нужно усиливать свой ядерный потенциал на европейском континенте (и, по правде говоря, в более спокойные времена США могут и должны сокращать свое ядерное присутствие).
Некоторые, однако, предлагают разместить в Европе новые системы ядерного оружия или перевезти бомбы В61 с настоящих позиций в центральноевропейские страны, такие как Польша. В подобных идеях нет ничего хорошего.
Во-первых, европейские страны-члены НАТО не горят желанием размещать у себя американские ядерные боезапасы. Во-вторых, размещение бомб B61 в центральной Европе – и ближе к России – обойдется дорого и может привести к нежелательным последствиям, сделав сами бомбы и перевозящий их воздушный транспорт намного более уязвимым в случае упреждающего удара при конфликте. Более того, это может стать серьезной провокацией (вспомните, как в 1961 СССР разместили свои ракеты в Кубе). У многих союзников появятся сомнения в здравомыслии Вашингтона.
НАТО не нуждается в дополнительном ядерном оружии, чтобы ответить на российские вызовы. Альянс уже давно видит в тактическом ядерном оружии скорее политическую ценность, чем военное применение. Доктрина НАТО призывает воздерживаться от развязывания ядерной войны, учитывая, что этого не пожелал бы ни один из союзников. Даже если бомбы В61 и будут применяться, то основной целью будет подать политический сигнал, предупреждение о возможном выходе ситуации из-под контроля и применении альянсом стратегического ядерного оружия.
Хотя США и НАТО и не нужно дополнительное ядерное оружие в Европе, они должны попытаться разубедить российское руководство в возможности применения оружия с низким либо приемлемым риском.
Именно здесь должен высказать свое мнение министр обороны. Пришло время для важного выступления на тему ядерного сдерживания, время дать отпор дерзким заявлениям, звучащим из Москвы. Картер большую часть своей профессиональной карьеры занимался проблемами и вызовами со стороны ядерного оружия. Никто не сможет лучше него рассказать о рисках его применения и об опасностях неуклюжего балансирования на грани ядерной войны.
Картер в своей речи мог бы напомнить всем, что ядерное оружие – это именно ядерное оружие. Ни у кого не должно быть иллюзий о том, что применение ядерного оружия малой мощности (или в небольшом количестве) будет чем-то отличаться. Даже маленькая ядерная бомба станет пересечением черты – той черты, которую никто не переступал более 70 лет — и откроет ящик Пандоры непредсказуемых и потенциально страшных последствий.
Это сообщение должны быть услышаны Путиным и Москвой. НАТО не хочет, чтобы Кремль так или иначе убедил себя в том, что “маленьким” ядерным конфликтом можно будет управлять. Пора развеять иллюзии российского руководства в том, что его “размахивание” ядерным оружием может быть сколько-нибудь безопасной, приемлемой или успешной тактикой.