Европейский Союз пытается держать разъярившегося северного дракона на коротком поводке. С одной стороны – санкции, о которых сегодня будет объявлено на заседании совета ЕС, с другой стороны – такие санкции, которые оставляли бы путинскому режиму возможность одуматься.
Пожалуй, в этом и состоит самая большая проблема взаимопонимания у европейцев. ЕС сегодня разделился не на друзей и врагов Путина, а на тех, кто рассчитывает, что российский президент сможет вернуться к реалистичной внешней политике и перестать провоцировать войны у соседей и на тех, кто уверен, что благоразумие изменило Путину раз и навсегда и рассчитывать не приходится даже на выздоровление его преемников.
Но жить в состоянии понимания, что ты находишься рядом со страной, в которой конфронтация, война и смерть – главный инструмент внешней политики, очень непросто. Именно поэтому европейцы и пытаются резать драконий хвост по кусочкам, рассчитывая на то, что российское руководство осознает последствия экономической конфронтации с цивилизованным миром. Еще одна серьезная проблема – это то, что мало кто на Западе понимает, как вести себя в переходный период между введением всего массива санкций и крахом России. То, что последствием экономического наказания станет именно крах, ясно. Но сколько времени пройдет от обнародования решения Запада и исчезновения опасности? Полгода, год, два? И не пойдет ли российский режим, осознавший, что возмездие неминуемо, на развязывание большой войны, чтобы сжечь в ее пламени и Россию, и ее соседей, и Европу? Ведь и такое развитие событий нельзя исключать тогда, когда имеешь дело с лишившимся здравого смысла политическим руководством и инфантильным обществом. И тогда что – большая война? Но готов ли Запад воевать?
Именно поэтому Запад будет стараться укротить, а не разъярить российского дракона, заставив его понять, насколько пагубными будут последствия дальнейшей конфронтации. Но, к сожалению, надежды на здравый смысл могут оказаться напрасными.
Хищников останавливает только страх.