Президент Соединенных Штатов Барак Обама считает, что пребывание в Овальном кабинете его украинского коллеги Петра Порошенко будет стоить "десяти тысяч слов" – проще говоря, станет выразительным сигналом российскому правителю Владимиру Путину.
Сигнал этот ясен – Соединенные Штаты не отказываются от поддержки Украины и будут делать все возможное, чтобы помочь ей сделать самостоятельный выбор и построить демократическое европейское государство.
Владимир Путин, конечно же, расшифрует этот сигнал. Но поймет его по-своему. Это примерно как сигнал, который дал Барак Обама своим визитом в Таллин и встречей с президентами балтийских стран – не волнуйтесь, мы вас в беде не оставим. Буквально на следующий день российские спецслужбисты похитили на территории Эстонии своего коллегу из эстонской Полиции безопасности, а российский суд – как известно, самый справедливый в мире, решил заключить его под стражу. И это тоже сигнал: Обама прилетел и улетел, а российские войска на границах остаются. И вовсе не обязательно должны начинать широкомасштабную военную операцию – могут ограничиваться и диверсиями, и внешнеполитическим давлением, и экономическими санкциями. Словом, делать все, чтобы ограничить чужой суверенитет – даже в ущерб собственной стране и ее гражданам.
И это то, чего не может понять и Обама, и другие западные лидеры – Путин не боится действий, которые в конечном счете приведут к обнищанию россиян и деградации самого Российского государства потому что ему наплевать на этих людей и это государство с колокольни Ивана Великого. И на сигналы о возможной поддержке – тоже наплевать.
Путин и “ястребы” в его окружении нуждаются в совершенно других сигналах – вооружении Украины и других соседних с Россией стран, предоставлении им новейшего вооружения, создании настоящего щита безопасности на границах с самым опасным и непредсказуемым государством Евразии. Путин должен бояться разгрома, а не дипломатических ходов и экономических санкций – и тогда он будет больше советоваться с “голубями” в Кремле, а у цивилизованного мира появится больше времени для мер по полной изоляции России и прекращении той энергетической зависимости от нее, которая не позволяет действовать решительно.
Как и любой другой авторитарный режим в истории, режим Путина не может измениться от сигналов и увещеваний, от компромиссов и шахматных ходов. Его изменит только поражение. Конечно, для нас лучше, чтобы это поражение режиму нанесли сами россияне, но пока большинство из них не доросло до ответственности за свою страну и безопасность соседей.
Помочь выработке этой ответственности может только экономический крах режима и его неспособность исполнять социальные обязательства. Если россияне научатся думать о своем завтрашнем дне, они вспомнят и о России, и о мире. И в этом должна быть суть сигнала, который мы можем услышать из Белого дома от Барака Обамы.
Тем более, что когда такой сигнал в Москву посылал президент Рональд Рейган, у него все получилось.
Виталий ПОРТНИКОВ