В Европе существует законодательство, которое может позволить заморозить европейские счета украинских политиков
Роскошный образ жизни украинские чиновники чаще всего оплачивают с зарубежных счетов. Но, чтобы заморозить все активы украинской верхушки, не нужны специальные санкции, в европейских странах уже существуют готовые юридические инструменты. Необходимо лишь доказать, что деньги в зарубежных фирмах-прокладках получены по коррупционным схемам.
«Есть такой инструмент – Международный стандарт противодействия отмыванию денег. Согласно ему, банкам запрещено сотрудничать с зарубежными коррумпированными политическими деятелями», – говорит Дарья Каленюк, глава Центра противодействия коррупции.
В европейском законодательстве есть понятие – ПЕП. Это новое понятие, которое означает «политический деятель». Под него подпадают все руководители министерств, члены Верховной Рады, парламентарии, судьи высших инстанций, их близкие родственники и бизнес партнеры.
«Когда банк выявил, что клиент есть ПЕП, то он должен проверить источник происхождения денег. Если есть подозрение, что источник денег не легитимный, банк должен отказаться от сотрудничества с этим клиентом и подать отчет о подозрительной деятельности в финансовую разведку страны», – рассказывает Дарья Каленюк.
Украинские чиновники почти не зарабатывают не подозрительных денег. Существует множество поводов поинтересоваться европейскими фирмами, на которые выводятся деньги с Украины, и с которых потом оплачиваются чиновничьи роскоши. Необходимо доказать, что политики используют иностранного агента для отмывания денег.
Такой иностранный агент есть – Рейнхард Прокш, он адвокат, резидент США и директор нескольких европейских компаний, которые связаны с Виктором Януковичем*, Андреем и Сергеем Клюевыми*, а также семьей Николая Азарова.
Рейнхард Прокш возглавлял три компании: P&A corporation trust, Blythe Europe, Astute partners. Astute partners владеет частью в ООО «Дом лесника», которое получило в аренду гектары в Сухолучье и построило там охотничьи угодья для Януковича. Blythe Europe владела компанией «Танталит», которая связана с Межигорьем и, которую недавно приобрел Сергей Клюев. Компания P&A контролирует Active Solar – бизнес братьев Клюевых по строительству ферм солнечных батарей. Также, Прокш возглавляет фирму, которая владеет домом сына премьер-министра Украины Азарова в Вене.
«Прокш – это тот человек, что может рассказать, как отмывались деньги политической верхушки Украины», – говорит Галина Сеник, исполнительный директор «PEPWATCH!».
Заморозка счетов компаний Рейнхарда Прокша приведет к цепной реакции, так как будут заморожены еще и счета компаний, куда перечислялись деньги с фирм-прокладок Прокша, прогнозируют журналисты.