По словам крымских татар, в случае аннексии Крыма Россия получит повторение кровавых чеченских конфликтов. Татарские экстремисты угрожают российским войскам джихадом. Связи между крымскими татарами и международной сетью исламистов уже налажены.
Один из лидеров крымских татар Мустафа Джемилев рассказал Financial Times, что в случае аннексии Крыма Россия рискует получить повторение кровавых чеченских конфликтов. Некоторые татарские экстремисты уже угрожают оккупирующим полуостров российским войскам джихадом.
“У нас есть исламисты, ваххабиты, салафиты… группы, которые воевали [на стороне оппозиции] в Сирии, – заявил бывший лидер Меджлиса крымских татар, член Верховной Рады Джемилев. – Они говорят: “На нашу землю вступил враг, и мы готовы”.
Аннексия Крыма углубит этнические и религиозные различия в самом Крыму, повышая риск межобщинной розни и даже вооруженного конфликта. Самая мощная оппозиция России наблюдается именно среди крымских татар, которые при численности около 280 тыс. человек составляют порядка 12% жителей автономии, говорится в статье.
Также существует опасность интернационализации кризиса: иностранные джихадисты могут приехать в Крым воевать с Россией, как в начале 2000-х – в Чечню. Связи между крымскими татарами и международной сетью исламистов уже налажены. Местные мусульмане воевали в рядах сирийской оппозиции против войск Башара Асада в Сирии. Один из них совершил в прошлом году самоподрыв в Алеппо.
Беспокойство татарского меньшинства объясняется трагической историей взаимоотношений с Россией. В 1944 году Иосиф Сталин приказал выслать из Крыма всех татар, мотивировав это тем, что они сотрудничали с нацистами. 79-летняя Линияр Белялова тоже была депортирована вместе с семьей и вернулась на родину только в перестройку. Теперь она опасается второй депортации. “Путину нужна только земля, люди на ней ему ни к чему, – говорит она. – Если потребуется, он просто нас сгонит”.
По словам Джемилева, новые власти Крыма пытаются убедить татар в том, что им нечего бояться России. Они предложили им пост вице-премьера, три министерства и официальное признание их общественных организаций. Они также обещают помочь с финансированием возвращения депортированных татар и даже согласны на возвращение исконных татарских названий некоторым населенным пунктам.
Однако лидеры общины не спешат подписывать договор с политиками, которых они считают марионетками Москвы. “Это соглашение не стоит даже бумаги, на которой оно написано, – говорит Джемилев. – Завтра все может поменяться”.
Тем временем другие видные члены общины призывают к спокойствию. “Мы просим наших отцов и сыновей не горячиться, хранить терпение, – говорит член крымского парламента Сафуре Каджаметова. – Но их терпение на исходе”.