После невиданного политического кризиса на Украине правит бал безудержная свобода слова. Те, кто еще недавно хранил молчание, охотно отвечают на любые вопросы.
К их числу относится и Анна Герман, в прошлом замглавы администрации Януковича, утратившая впоследствии влияние на президента и разжалованная до советника. Она согласилась дать интервью корреспонденту Le Monde Петру Смоляру.
По мнению Герман, новые власти отдаляются от права и закона. “Мы делали то же самое, – вспоминает она. – В 2010 году мы говорили себе: нужно все сделать очень быстро, провести реформы, закрыв глаза на закон”.
“Тогда-то и начался процесс концентрации власти в одних руках. Кроме сотрудников президентского аппарата, этим занимались американские советники, начиная с Пола Манафорта”, – цитирует ее Смоляр.
По словам бывшей советницы Януковича, Манафорт присутствовал на еженедельных заседаниях совета министров вплоть до избиения 30 ноября собравшихся на Майдане студентов. Он всегда давал разумные советы, с которыми президент не всегда соглашался.
“Президент слушал в первую очередь своего сына Александра, – продолжает Герман. – У меня с ним были хорошие отношения. Но тем, кто ему не нравился, было непросто. Мне кажется, я потеряла влияние из-за Сергея Левочкина (главы администрации. – Прим. ред.), который выслушивал мои предложения, но ничего не предпринимал”.
“Когда избили студентов, я хотела немедленно связаться с президентом, – рассказывает соратница Януковича. – Левочкин сказал, что не может до него дозвониться. Тогда я отправила ему смс. Тишина. Позвонила его офицеру безопасности, он говорит: у меня нет контактов. В конце концов, в районе 19:00 я дозвонилась до президента и сказала ему: “Вы должны осудить эти действия и пообещать, что они будут расследованы”. Ничего из этого не вышло. Но я знала, что, если я тоже уйду, никто больше не скажет правды президенту. Вокруг него все говорили только о том, как все хорошо”.
“Слишком просто валить всю вину на президента, – говорит Герман. – Мне кажется, в то, что произошло, вмешалась третья сила. У меня нет доказательств, только предположения. Но его погубила его нерешительность”.
“Я не верю, что он мог решиться на такое и руководить убийством людей на Майдане. Каждый раз, когда мы начинали чего-то от него добиваться, звонил телефон, и мы должны были выйти из комнаты. Когда мы возвращались, он был уже совсем другим”, – рассказывает экс-советница Януковича.
“Не нужно делать из него дьявола, – призывает Герман. – Его сын Александр имел на него сильное влияние. Янукович бросил их мать и чувствовал себя виноватым перед ними. В его личности были очень приятные стороны, но и глубокие комплексы тоже. Все началось еще в детстве. Янукович потерял мать, его отец снова женился, мачеха очень плохо с ним обращалась, и он ушел жить к бабушке. Очутился на улице, среди бандитов. Попал в тюрьму сначала на год, еще несовершеннолетним, потом уже взрослым, за драки. В результате он всегда стремился разбогатеть и взять реванш”.
“Люди, прошедшие тюрьму, не должны приходить к власти, какими бы ни были их мотивы, – делает вывод Анна Герман. – Тюрьма ломает человека. Я имею в виду, в том числе, и Юлю Тимошенко”.
Герман утверждает, что ее бывший начальник и Тимошенко никогда не простят нанесенные друг другу обиды. По ее воспоминаниям, в 2005 году, после 5-часовых переговоров с Тимошенко о формировании оппозиционной коалиции, президент сказал: “Она такая противная, что, если бы мне пришлось ее трахнуть, я бы не смог”.
“Я не хотела, чтобы он бежал с позором, я хотела, чтобы он проиграл с достоинством, чтобы у него был шанс отыграться, – рассказала Смоляру Герман. – У меня не получилось. Больше я уже никогда не смогу ему помочь. Если он жив, его, скорее всего, арестуют. Смерть станет для него избавлением от позора. Его убийцы примут на себя его грехи”.