5 марта исполнилось шестьдесят три года со дня смерти Сталина. В этот день на одной из московских автобусных остановок неизвестные повесили плакат с изображением посмертной маски советского диктатора с надписью: "Помер тот – помрет и этот".
Этот плакат – свидетельство печальных реалий современной России, но в ней несмотря ни на что остаются люди, которые настаивают на соблюдении прав человека и политических переменах.
Российские правозащитники требуют от властей освободить Надежду Савченко, украинскую летчицу, которая оказалась в российской тюрьме после того, как российские оккупанты и коллаборанты захватили ее в Восточной Украине в июне 2014. После того, как прокуроры 3 марта призвали судей назначить украинке 23-летний тюремный срок, Савченко объявила сухую голодовку, отказавшись от еды и напитков.
Для украинцев 34-летняя Савченко, которая в ноябре 2014 года заочно была избрана в Верховную Раду, стала символом надежды и сопротивления российской агрессии. Она обвиняется в умышленном убийстве двух российских журналистов, погибших во время боев украинских правительственных войск с вооруженными российскими оккупантами и коллаборантами. Доказательств того, что Савченко причастна к смерти репортеров, нет. На самом деле она была схвачена за час до начала минометного обстрела, в котором они погибли, это подтверждает биллинг сотового телефона Надежды.
Но путинская судебная система верна принципам советского “правосудия”. В прошлом году российский суд приговорил проукраинского кинорежиссера из Крыма Олега Сенцова к двадцати годам тюремного заключения. Международная организация Amnesty International назвала это судебное разбирательство “примером показательного процесса сталинской эпохи”.
И в этот раз мы снова смотрим на историю. В советское время можно было встретить таких же храбрых, как Надежда Савченко, людей, которые при поддержке Запада и солидарности народа способствовали падению тирании Кремля, которую сегодня пытаются возродить Путин и его соратники.
Есть пример Ежи Попелюшко – католического священника из Польши, капеллана, активного сторонника профсоюза “Солидарность”. В октябре 1984 года его автомобиль был остановлен на шоссе Варшава – Торунь тремя офицерами Службы безопасности, один из которых был в форме сотрудника дорожной милиции. Священника жестоко избили. Затем его тело бросили в водохранилище реки Вислы возле Вроцлава. Более 250 тысяч людей посетили похороны отца Попелюшко 4 ноября 1984 года. Четыре года спустя британский премьер-министр Маргарет Тэтчер обескуражила коммунистические власти и воодушевила миллионы поляков, когда во время визита в Польшу настояла на том, чтобы возложить цветы к могиле Попелюшко.
Моника Ловинеску была румынской публицисткой, литературным критиком, а также работала радиожурналистом в сфере культуры на американской радиостанции Radio Free Europe. Ее политическая и гражданская позиция настолько разозлила Николае Чаушеску, что диктатор в ноябре 1977 года направил агентов, которые так жестоко избили Ловинеску во дворе ее парижского дома, что женщина оказалась в коме. Но Ловинеску выздоровела и вернулась на свою работу. Когда она умерла в 2008 году, в румынском парламенте зазвучали призывы устроить ей похороны со всеми государственными почестями, и была написана петиция с предложением назвать ее именем бульвар.
Натан Щаранский родился на территории Восточной Украины. Он начинал как математик и шахматный вундеркинд. На момент своего ареста в 1977 году Щаранский был уже известным правозащитником и переводчиком работ диссидента физика-ядерщика Андрея Сахарова. За девять лет, проведенных в советской тюрьме, Щаранский не раз подвергался пыткам, он провел немало времени в одиночках. Его освободили, обменяв на шпионов на берлинском мосту Глинике в 1986 году.
Щаранский, которому предложили сотрудничество еще до его тюремного заключения, на заседании суда сказал: “Я счастлив… я никогда не шел на сделку с совестью”.
Савченко планировала произнести свое последнее слово в суде 3 марта, но судьи приняли решение прервать процесс. 9 марта, когда ей все же предоставили возможность произнести речь, она назвала Путина “тираном с имперскими замашками” и напомнила о беспечности Европы и американской нерешительности, которые привели к усилению нацистской Германии. Она заявила, что те, кто ее поддерживают, не уйдут из-под стен суда, даже если их по одному начнут арестовывать. “Простые честные и порядочные россияне из близлежащих домов начнут приносить им горячий чай, бутерброды и теплые вещи, потому что они поймут, что завтра их дети могут оказаться на моем месте”.