Согласно официальному заявлению Кремля, в разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель президент России Владимир Путин согласился с идеей размещения миротворческой миссии ООН не только на линии разграничения на Донбассе, но и на всей территории, где действует мониторинговая миссия ОБСЕ. Москва якобы готова внести изменения в предложенный ею проект резолюции Совета Безопасности ООН. Эти слова были восприняты как значимая уступка со стороны Кремля. Российский оппозиционер Константин Боровой рассказал "Апострофу", как понимать новое заявление президента РФ и почему это - способ закрепиться на оккупированных территориях, а не освободить их.
В первом заявлении Путин сказал, что все меры по введению миротворческой миссии требуют согласования с бандитами ЛНР-ДНР. Это идея протянуть их в политический процесс и фактически заморозить ситуацию, оставить ее тяжелой для Украины. Мне кажется, сейчас это та же хитрость, только высказанная в модифицированной форме. Главное – это контроль Украиной территории, границы. А с помощью этого плана блокируется это естественное требование. Украина, по-видимому, по этому плану не будет допущена к контролю над собственной границей. Я не думаю, что Украина заинтересована в сохранении территории нестабильности.
Наблюдатели ООН – это, в том числе, и российские наблюдатели. Похожая ситуация была в Чеченской республике во время первой войны, когда наблюдателей Россия использовала для того, чтобы собирать разведывательные данные о расположении сил. Тогда, правда, была миссия не ООН, а ОБСЕ. Но это та же идея – заморозить ситуацию, превратить ее в то, что происходит в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье. Это не путь решения проблемы оккупации, а способ закрепить ее результаты.
Прекратить боевые действия – это хорошая, правильная цель. Но миротворцы – временная мера. Я думаю, количество этих формирований никак не позволит контролировать вооруженные силы России на этой территории, ограничить их перемещение и агрессию. Я очень надеюсь, что будет не тот же результат, что в Приднестровье, но практика показывает, что именно так все и происходит.
Вряд ли прекратятся боевые действия, хотя их прекращение будет, безусловно, положительным результатом. Но политический аспект этой проблемы не позволяет начать ее решать, а именно – замораживает ситуацию. Цель Путина – создать область нестабильности на территории Украины. Сейчас там огромное количество вооружений и наемников, и никакое разоружение не предполагается. Думаю, для миссии ООН будут созданы совершенно невозможные условия. Нельзя предполагать, что Путин поменял концепцию, и ему необходимо разрешение конфликта. Хотя, возможно, это все-таки какой-то шаг вперед.