Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

В Украине могут закрыть интернаты: зачем и что будет с сиротами

no image

Общество привыкло, что интернат – это крыша и питание для детей. Эксперты отмечают: такие же условия и в приюте для животных, а детям нужны забота и внимание.

Меньше 10% детей в интернатах – сироты, у остальных есть родственники или хотя бы один из родителей. Украинцы сами отдают детей в интернаты – из-за бедности или из-за особых потребностей ребенка. Детдом изолирован от внешнего мира – вот почему его выпускники не приспособлены к самостоятельной жизни. Ежегодно в Украине из госбюджета выделяется около 6 млрд грн на интернаты, но из них только 16% идет на детей. Эксперты уверены: нам пора отказаться от интернатов и переходить к домам семейного типа или инклюзивному образованию. А вот деньги из бюджета стоит выделять на поддержание семей, а не содержание огромного штата и стен. Кроме того, около 20% выпускников интернатов имеют судимость, а 10% совершают самоубийство. И только 10% интегрируются в общество. Зачем и как Украине нужно избавляться от интернатов, у экспертов узнал сайт “Сегодня.uа”.
Суицид и преступность

Государство финансирует систему интернатов и потом тратит деньги на устранение последствий: каждый второй выпускник детдома совершает преступление, а каждый пятый – становится бездомником из-за отсутствия социальных навыков. Особенно опасны интернаты для детей до трех лет, когда ребенку нужны забота, любовь и общение – то, что формирует базис на всю жизнь. Согласно Международному исследованию состояния развития детей, усыновленных из интернатов Miller and Hendrie, каждые три месяца жизни в интернате провоцируют задержку физического развития на один месяц. В результате 55% детей имеют задержку развития моторных навыков, 32% – умственных способностей, 43% – речевого развития, 44% имеют задержку развития сразу по нескольким показателям.

Прежде всего, государство должно сделать все, чтобы ребенок не попадал в интернат, а не создавало для этого условия, считает замдиректора организации “Надежда и жилье для детей” Ольга Мороз. Для этого нужно создавать центры поддержки семей, которые будут оказывать помощь украинцам с детьми, которые оказались в сложной ситуации.
“Должны быть созданы услуги, которые будут поддерживать семьи. Не нужно бояться деинституциализации – ликвидации интернатов, думая о том, что специалисты потеряют работу. Наш опыт показывает – те специалисты, которые выявили желание остаться, повышают квалификацию и работают дальше. Работники детских домов понимают, как они вредят детям. Когда спрашиваешь, сколько успешных случаев вы можете назвать, они не могут сказать, что у них 90% – успешные дети, которые реализовались в жизни. Они соглашаются, что с этим что-то нужно делать. И они готовы переобучаться и приходить на работу в новые услуги”, – говорит она.

Отдают в интернаты детей с инвалидностью из-за бедности
По словам экспертов, 80% детей в интернатах имеют одного или обоих родителей и родственников, только 10% – действительно сироты. При этом, отдавая ребенка в интернат, родители не теряют родительских прав. В детские дома дети попадают из-за бедности – это один из самых распространенных факторов, который влияет на решение родителей. Еще одной важной причиной является отсутствие инклюзивного образования – дети с особыми потребностями обречены на обучение в школах-интернатах. Эксперты отмечают, в Украине нет поддержки семей, которые оказались в трудной ситуации. Для этого нужны социальные работники, а их в Украине с каждым годом все меньше.

“Самая распространенная реакция государства на бедность, нарушения психофизического развития детей, асоциального поведения родителей – передача ребенка в интернат. Вместо укрепления семей, создания условий, при которых родители смогут соответствующим образом заботиться о детях, государство перебирает на себя роль воспитателей, с которой не справляется. Эту ситуацию нужно менять и делать решительные шаги в направлении деинституциализации – ликвидации интернатов”, – объясняет директор регионального офиса международной благотворительной организации “Надежда и жилье для детей” Галина Постолюк.

Она отмечает, на каждый случай в Украине есть интернат, для больных детей – санаторная школа-интернат, для детей из бедных семей – интернат для детей, которые нуждаются в социальной помощи, и другие.
“Ежегодно из интернатов выпускаются 12 тыс. детей. За 25 лет – это 300 тыс. человек. По нашим оценкам, меньше 10% детей успешно социализируются, 270 тыс. пополнили армию бомжей и преступников. Для своего ребенка они часто выбирают такой же путь – их дети так же попадают в интернат. По результатам нашего исследования, 20-30% воспитанников интернатов имеют родителей, которые также выросли в детдоме”, – подчеркивает директор благотворительной организации.

На что тратят деньги
Сама система интернатов сопротивляется любым попыткам реформирования. Сотрудники детдомов уверены, что они дают детям все лучшее и еще лучших условий у них не может быть. К тому же интернаты заинтересованы в увеличении количества детей – чем больше принимает детдом воспитанников, тем больше получает финансирования из госбюджета. Согласно исследованиям, в Украине самое большое число интернатов в Европе, и их число растет в связи с военной агрессией России в Луганской и Донецкой областях. Сегодня у нас насчитывается 663 интернатных заведения с 99915 детьми. При этом большинство стран мира отказались от детдомов. В Украине ежегодно на интернаты выделяется около 6 млрд грн, из них 84% идет на содержание штата и стен заведений, остальное – на питание, лечение и одежду для детдомовцев.

Ликвидации интернатов сопротивляются и местные власти. По словам Постолюк, в местных советах ей рассказывали, почему нельзя закрывать интернаты. “Один депутат местного горсовета нам сказал, что они не позволят закрыть интернат, потому что здесь работают люди. То есть чтобы взрослые имели работу и деньги, нужны интернаты и побольше детей без родителей! От этого зависит их финансирование”, – говорит Галина Постолюк.
Ликвидацию интернатов не поддерживает и руководство детдомов. По мнению директора Рава-Русской специализированной школы-интерната Андрея Сопсиса, дети в общеобразовательных школах будут подвергаться дискриминации и чувствовать себя угнетенно, а в интернатах дети в равных условиях и о них есть кому позаботиться.

“Власти считают интернаты слишком затратными. То есть если есть организованное питание детей и их проживание – это уже для нашего государства – роскошь. Это очень плохая тенденция, потому что много детей социально незащищенных слоев населения, оставшись в обычной школе, – я говорю со своего опыта, поскольку работал в общеобразовательной школе – там будет социальный фактор, и дети будут чувствовать себя угнетенными. В нашей школе принцип дифференциации не играет никакой роли. Тем более у нас есть социально-психологическая служба. Такие дети часто обижены на весь мир, и им необходимая постоянна поддержка”, – рассказывает Андрей Сопсис.

Но интернат, где воспитатель не может уследить за всеми детьми и уделить достаточное внимание каждому, не может обеспечить ребенка заботой и любовью, считает директор центра социальной поддержки детей и семей “Хорошо дома” Елена Гуржий, которая раньше руководила детдомом.

“Я бывший директор интерната. С моей стороны было такое же противостояние, которое всегда бывает у сотрудников, которые, на их взгляд, любят детей, со всей душей и сердцем создают рай на земле. До тех пор, пока мне не показали и не объяснили, что детей можно любить по-другому и по-настоящему. Моя мотивация – чувство причастности к судьбе каждого выпускника. За период моей работы выпустились 174 ребенка, я знаю, как сложилась судьба каждого. Наверное, самым главным моментом, когда поняла, что нужно что-то менять, была смерть троих выпускников, которых мне лично пришлось похоронить. И сегодня, поменяв мышление, я отрабатываю карму, работая в другой системе. Мы закрыли тот детский дом, мы этим очень гордимся. При поддержке общественных организаций мы сделали за два года центр социальной поддержки детей и семей “Хорошо дома”. За те же деньги – 3,6 млн грн – и с меньшим штатом в год мы охватываем 1,5 тыс. семей. Наша задача – сохранение биологической семьи ребенка. Если помочь семье, поддержать ее – дети останутся с родителями. На сегодняшний день 96 детей прошло через отделение срочного устройства, 42% возвращено в биологическую семью”, – говорит Елена Гуржий.


Все статьи