Президент проявлял желание избавиться от назойливых объятий «Народного фронта». На Банковой вынашивали планы переформатирования правительства, отставок в силовом блоке, переподчинении силовых структур. Чем не повод сыграть «конем»?
«Картельная партия» (коалиция Блока Петра Порошенко и «Народного фронта») получила серьезную пробоину. В этот раз конфликт вышел за рамки управляемой аппаратной игры. Система сдерживания и противовесов, которую так старательно выстраивали участники провластных групп влияния, не сработала. Задержание сына министра внутренних дел Арсена Авакова детективами НАБУ был расценено «фронтовиками» как неприкрытая агрессия со стороны Банковой.
Это не значит, что НАБУ находится под полным контролем Порошенко. Речь идет о поразительной избирательной многоуровневой лояльности Агентства к разным игрокам украинской политики. Я уже писал об этом феномене: на одном уровне НАБУ почти координирует свою пиарактивность с грантоедами-общественниками, на другом — «чутко» реагирует на «пожелания» и намеки Вашингтонского обкома, на третьем – к интересам той же Банковой. А в целом создается впечатление «полностью независимой структуры, для которой нет неприкосновенных».
Президент проявлял желание избавиться от назойливых объятий «Народного фронта». На Банковой вынашивали планы переформатирования правительства, отставок в силовом блоке, переподчинении силовых структур. Чем не повод сыграть «конем»?
Помните, как летом этого года в СМИ ходил слух о переговорах между Аваковым и Тимошенко? Тогда многие посчитали такой альянс неестественным. Но ведь речь шла не о политическом блоке или объединении партий. Стороны «сверяли часы» в преддверии бурной политической осени.
В начале акции за «большую политическую реформу» Саакашвили – Семенченко – Тимошенко, журналисты отметили демонстративную «бездеятельность» полиции по предотвращения установления палаток возле Верховной Рады. Ходили слухи о том, что у президента состоялся жесткий разговор с Аваковым, от которого потребовали применить силу и разобраться с акцией. В ответ МВД демонстративно заявило, что они «с народом» и» исключительно охраняют общественный порядок». Тем более, что «с протестующими уже все равно ничего без насилия не сделаешь. А это вредно для политического имиджа»… скажем, страны.
Порошенко расценил этот нейтралитет Авакова как личный вызов. В итоге НАБУ пришла к сыну всесильного главы МВД, причем по делу о котором не писал и не язвил только ленивый. Информированные источники утверждают, что дело «рюкзаков» материализовалось за несколько дней. Точнее оно давно было заготовкой, которую нужно было только активировать.
В СМИ давно уже похоронили это дело. Считалось, что пресловутые «рюкзаки» безнадежный «глухарь». Там в принципе не должно было быть никаких «персональных выводов» для фигурантов, а тем более для семьи Авакова. Об этом откровенно говорили даже инсайдеры в антикоррупционной прокуратуре. Но вдруг нашлась политическая воля. И похоже что это воля не Артема Ситника…
Еще днем 31 октября порохоботы и ньюзмейкеры Банковой (после некоторой паузы) доказывали, что «там один пиар» и все со временем станет на свои места; что «власть едина» и это «ошибки роста» НАБУ; что между президентом и главой МВД нет конфликта… Но в это же самое время информресурсы, лояльные к людям Порошенко давали лучшее время для обличителей «коррупционера Авакова».
Вечером «вскрылся» и НацФронт. Народный депутат – фронтовик Николай Княжицкий открыто заявил, что «Порошенко хочет воспользоваться ситуацией и получить монополию на власть с помощью людей, от которых еще вчера искал защиты в Народном фронте. И это может стать самой большой ошибкой президента». При этом он не исключил, что итогом всей интриги с рюкзаками станут голоса НарФронта за антикоррупционный суд.
Теперь стороны должны переподписать договоренности о ненападении и разграничить сферы влияния. Но доверия в «картельной партии» больше нет. Поэтому внеочередные парламентские выборы могут оказаться лучшим лекарством от нынешнего цуцванга. Все на выборы и помножьтесь на ноль.
Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества