Пока медленно получается объединяться для конструктива, но когда возникает простая и четкая цель - защитить права, то в условиях отсутствия доверия к государственным институтам и низкой эффективности их работы, мобилизовать людей на активный протест не составляет большого труда.
Об этом на своей странице в Facebook написал Юрий Бутусов.
“Порошенко без решения суда забрал гражданство у гражданина Украины Саакашвили.
В ответ Саакашвили уже утратив гражданство при поддержке лидеров оппозиции прорвался через границу в Украину силой.
При этом, когда Порошенко давал гражданство, он прекрасно знал обо всех проблемах и уголовных делах против Саакашвили в Грузии, и вместе с комиссией по помилованию при администрации президента несет ответственность за предоставление гражданства и за все возможные допущенные при этом ошибки. Правовые основания лишения гражданства – очень точно выписанная в наших законах вещь, и там есть что рассматривать в суде. Именно Порошенко решил применять внесудебный метод лишения гражданства, что и придало этому скандалу огромный политический резонанс и привело к столкновению. Только суд в данном случае мог снять все вопросы – и на период суда гражданства лишать было нельзя. Моральной и политической ответственности с президента это не снимает. И реакция людей на произвол – именно такая, какая может быть в нашем государстве – в виде бунта. И спровоцировал этот бунт в том числе и сам президент. Которому в этот день надо было не прятаться, а брать на себя ответственность, сделать публичное заявление, разъяснить. Которому нельзя было прятаться от ответственности и публично разъяснить, почему лишение гражданства произошло так как произошло. А не показывать снова страусиную политику – отдать приказы и тихо смотреть что получится, авось как-то прокатит. Не прокатит. Люди не хотят и не будут терпилами. Пример лишения гражданства Боровика показывает, что суд в таком случае длится долго, смысл что-либо доказать теряется. А раз на суд нет надежды,значит будет проявлять себя улица. И поводов меньше не станет.
При этом, Саакашвили прорывается силой через кордон пограничников прямо нарушая закон. И если бы оппозиция посмела таким образом нарушить закон в Грузии и напасть на пограничников во время правления Саакашвили, то всех правонарушителей разогнали бы дубинками, слезоточивым газом, и участников акции разбросали бы по камерам. И именно потому, что слишком многие в Грузии хотят ему отомстить, Саакашвили прорывался с дракой в Украину, а не в Грузию, которая тоже отказала ему в гражданстве. Нельзя не напомнить, что конфликт с Порошенко у Саакашвили начался тогда, когда он стал играть в команде Порошенко по его правилам, и теперь получает то, что раньше поддерживал. Ведь, например, и Корбана в свое время выставили из страны на процессе с массовыми нарушениями, когда Саакашвили работал в президентской команде и поддерживал происходящее.
Вывод из этой истории один для политиков: очень часто люди наверху власти, где полномочия огромны и они являются ключевыми политическими фигурами, начинают думать, что они всесильны, что их воля важнее закона, что им можно наплевать на мораль ради своей сиюминутной политической выгоды. Ведь кажется что выборы они когда-то далеко, а ведь от него, президента, так много зависит, ведь он такой всесильный, ведь он двигает историю, ну зачем суд, как-то можно и попроще и побыстрее, чтобы без шума.
Вывод для общества: уровень самоорганизации общества очень высокий. Люди готовы рисковать, люди готовы выходить. Украина – это поле битвы мобилизующих проектов в обществе. Пока медленно получается объединяться для конструктива, но когда возникает простая и четкая цель – защитить права, то в условиях отсутствия доверия к государственным институтам и низкой эффективности их работы, мобилизовать людей на активный протест не составляет большого труда.
А вот затем суд и нужен – чтобы было независимое решение.
Чтобы любые решения были четко аргументированы и власть применяла силу обоснованно. Чтобы ни у кого не было ни малейших оснований усомниться в принятых решениях. Судебная система – главный приоритет государства.
Теперь надо снова возвращать ситуацию в правовое русло.
Нарушители границы обязаны отвечать перед судом за свои действия. Открытое нападение на пограничников никакой политической целесообразностью оправдать нельзя, не заметить это будет проявлением отсутствия уважения к законам.
Но и те, кто забрал гражданство, тоже должны отвечать в суде на вопросы, и обеспечить возможность защиты – потому что вопрос нарушений при предоставлении и при лишении гражданства никуда не снимается, и это ответственность тех, кто такие решения принимал, а не Саакашвили.
Саакашили должен получить доступ к суду, чтобы принимать участие в заседаниях, выступать, реализовывать свое право на защиту. Процесс должен быть гласным. Уверен, что если Саакашвили будет находиться в Украине, то суд пройдет очень быстро, никто тормозить не будет.
И еще – очень печально, что приняв решение не пускать Саакашвили ни один начальник почему-то не стал там в первой шеренге, лицом к лицу с толпой. За свои приказы надо всегда отвечать самому. А не выставлять головы подчиненных солдат впереди своей! К сожалению, не научились еще этому, не понимают генералы.
Власть должна работать на доверие граждан, показать логику и последовательность своих действий. Украине необходимо лидерство, ответственность, принципы, которые лидеры готовы отстаивать. Да, иногда могут быть ошибки, это нормально для быстрого движения. У нас нельзя играть роль кукловода на высших постах. Для наведения порядка есть все возможности. Должны работать процедуры, а не амбиции. Сила не подменяет закон – она всего лишь делает закон неотвратимым.”