Высший специализированный суд Украины по рассмотрению уголовных дел оставил в силе приговор Центрально-городского суда Макеевки и апелляционного суда Донецкой области в отношении макеевских взрывников – Дмитрия Онуфрак и Антона Волошина.
Первый получил 15 лет с конфискацией имущества, второй – 8 лет без конфискации.
При этом оказалось, что было отобрано имущество, принадлежащее не террористу, а его матери Ирине Онуфрак – дом по адресу г.Макеевка, Ашхабадская, 42. Об этом сообщила мать осужденного Онуфрак – Ирина Васильевна. При оглашении приговора присутствовала ее родственница.
“Суд все оставил без изменения, в том числе не отменил конфискацию моего имущества – дома. Хотя я – не подсудимая, не осужденная, не подозреваемая, а свидетель. Считаю, что в своих грязных целях власть наплевала на мои конституционные права. А судьи просто выполняют заказ власти, потому что не увидеть явные нарушения люди с большим профессиональным опытом и образованием не могут. Считаю, меня наказали за то, что я не смирилась, брыкалась и доказывала, что мальчишек подставили, обвинив в таком серьезном преступлении как терроризм”, – рассказала она.
Напомним, 20 января 2011 года в г. Макеевке, у зданий “Макеевуголя” и торгового центра произошли взрывы. Злоумышленники требовали от “известных в Макеевке людей” 4,2 млн. евро. СБУ Донецкой области возбудила уголовное дело по ч.2 ст.258 Уголовного кодекса Украины (теракт). Разыскивали двоих мужчин 30-40 лет, чьи фотороботы распространили через СМИ.
Но по подозрению в причастности к совершению взрывов были задержаны два вчерашних студента – Дмитрий Онуфрак и Антон Волошин. Оба обвиняемых привлекались по статье терроризм, а Онуфрак еще и в совершении разбойного нападения на водителя такси с целью ограбления и покушении на убийство. В дальнейшем обвинение в покушении апелляционный суд поменял на “нанесение тяжких повреждений”. Но на совокупном наказании это не отразилось. Суд обязал осужденных возместить материальный ущерб, нанесенный пострадавшим от взрывов на общую сумму 373 тысячи гривен. К тому же Онуфрак должен заплатить еще 52 тысяч таксисту, на которого было совершено разбойное нападение.
Главный “террорист” Дмитрий Онуфрак признался в нападении на таксиста. Однако, заявил, что не причастен к терроризму. По его словам, конверт с неизвестным ему содержимым (где оказалось письмо вымогателей) он получил от неизвестного мужчины и согласился передать за награду в 200 грн.
В ходе досудебного следствия следователем СБУ в Донецкой области было составлено постановление о наложении ареста на домовладение матери Дмитрия в Макеевке. С 5 марта 2011 года хозяйка дома не могла им пользоваться, в августе дом обворовали. В кассационной жалобе Онуфрак говорилось, что судами первой и второй инстанций было нарушено право собственности на имущество свидетеля Ирины Онуфрак.
“Мой сын был безработным, он только закончил институт, – напомнила Ирина Онуфрак. – Я отдала за этот дом все свои сбережения, всю жизнь честно работала и продолжаю трудиться. За этот дом я заплатила около 10 тысяч долларов, и у меня отняли его вместе со всем, что там было – аппаратурой, мебелью, телевизором. Изначально одной из версий СБУ была та, что я, практикующий врач дерматолог, занималась тем, что таскала составные части взрывчатки для сына и была членом террористической организации. После одного из допросов я попала в больницу с гипертоническим кризисом и нервным срывом. Работники СБУ также давили на медиков, чтобы те меня выписали из стационара. Зам. начальника следствия заставлял меня подписать липовый протокол. А когда я отказалась отдать ключи от дома, этот человек сказал: “Вы пожалеете. Можно зайти сюда свидетелем, а выйти обвиняемой”. В моем доме уже после нескольких обысков “вдруг” был найден тротил, который почему-то не заметили раньше, и поэтому я уверена, что доказательства были сфабрикованы с целью раскрыть громкое дело, моя семья была принесена в жертву, а со мной поквитались за мои заявления”.