Новые данные, представленные на конференции в Токийском университете, говорят о том, что уровень радиоактивности в водах Тихого океана близ разрушенной Фукусимской АЭС остаётся стабильным, а не падает, как ожидалось.
Исследователи считают, что виной тому отчасти речной сток и дальнейшие утечки из предприятия. Свой вклад вносят также загрязнённые донные отложения и морские организмы.
Сколько-нибудь серьёзного риска для здоровья людей нет, но в долгосрочной перспективе катастрофа ещё скажется на рыбном промысле.
Напомним, 11 марта 2011 года землетрясение магнитудой 9 вызвало мощное цунами, которое обрушилось на АЭС «Фукусима-1». На трёх из шести реакторов произошла авария с выбросом в атмосферу большого количества радиоактивных веществ. Затем в море попала вода аварийного охлаждения, и по показателям радиоактивного заражения океана эта катастрофа стала крупнейшей в истории. Новая модель, представленная сотрудниками Океанографического института Вудс-Хоула (США), оценивает утечку радиоактивного цезия в 16,2 ПБк, что сопоставимо с уровнем загрязнения атмосферы.
Радиоактивный материал разнесло по всему Тихому океану, то есть разбавило до крайне низкого уровня. Но возле станции концентрация цезия-137 сохраняется в районе 1 кБк, что довольно много по сравнению с естественным фоном. К тому же уровень радиоактивного цезия в придонной рыбе тоже остаётся неизменным, хотя минуло уже полтора года.
Очевидно, нечто препятствует снижению радиоактивности. И действительно, океанограф Дзёта Канда из Токийского университета морской науки и техники показал, что дело в трёх факторах. Во-первых, дожди вымывают радиоактивный материал из земли, после чего он попадает в реки и в океан. Во-вторых, продолжающаяся утечка из самого предприятия, составляющая около 0,3 ТБк в месяц, по оценке учёного.
Но главной причиной загрязнения выступает третий источник: морские отложения. Примерно 95 ТБк радиоактивного цезия нашли пристанище в песчаном дне близ АЭС. Как он туда попал, никто толком не знает. То ли его впитал песок, то ли крошечные микроорганизмы, которые отправили цезий на дно со своими выделениями. Органический детрит из рек тоже мог сыграть свою роль.
Так или иначе, но загрязнение отражается на всей пищевой цепи, хотя его уровень варьируется от вида к виду. Например, терпуги несут 25 кБк на килограмм, осьминоги и кальмары, кажется, избежали заражения, а берикс и морской окунь заражаются лишь изредка. В целом уровень цезия в рыбе и прочей морской живности этой осенью всё-таки начал понемногу снижаться, доложил Томоо Ватанабе из управления рыбохозяйственных исследований Японии.
В 2011 году рыбная промышленность страна потеряла, по оценкам ¥100−200 млрд ($1,3−2,6 млрд). Многие промыслы по-прежнему закрыты…
Подготовлено по материалам Nature News.