Осенняя пора – время сбора урожая и подтягивания хвостов. Это касается не только аграриев, но и всех и вся
Рассказанные нами истории для многих окажутся родными и знакомыми. Без лишней лирики перейдем сразу к ним.
В одну из пятниц автору этих строк довелось совершить ночную автомобильную поездку Киев-Львов. О заторах, авариях и VIP-ах на Житомирской трассе сейчас говорить не будем. Это тема для отдельных материалов.
Сегодня же попытаемся разобраться в специфике гаишников по-украински и в том, почему, глядя на наших блюстителей безопасности на дорогах, часто завидуешь россиянам, поскольку на спинах полицейских инспекторов дорожного регулирования красуется очень точная аббревиатура – ПИДР.
История номер 1. На подъезде к Ровно, на спуске, перед которым в кустах скромно спрятан знак с ограничением скорости, стоит патруль из двух человек (один из них в форменной куртке, другой – в рубашке с короткими рукавами).
Нам рады: свистят и машут. Причина остановки – превышение скорости, доказательство – старый грязный «фен», на котором зафиксирована скорость 94 км. Услышав это, водитель засмеялся, поскольку точно знал: превышения не было – и спидометр, и навигатор показывали 74 км/ч. На что гаишник огрызнулся: «Почему это вы смеетесь? Скорость была меньше? Хотите сказать, что я бежал вам навстречу?» – и потребовал пройти в патрульный автомобиль. На резонный вопрос «Зачем?» ответил: «Пробить машину по базе»…
Водитель пошел, пассажир стал искать в сумке диктофон и судорожно вспоминать, какие радары разрешены в Украине. Память подводила, посему был сделан «звонок другу», который подсказал, что нужно требовать сертификат на «фен», смотреть, не на заработках ли гаишники, не нарушают ли они форму одежды, не создают ли аварийную обстановку – одним словом, не нарушают ли приказ министра внутренних дел № 111.
Разговор был подслушан, водитель спешно отпущен, патруль сел в авто и уехал, даже не дав возможности записать свои данные. Досадно… Осталось чувство незавершенного дела, поскольку нарушения налицо.
Чтобы не быть голословными, предоставим фрагменты Приказа №111:
Сотрудник подразделения ДПС во время несения службы обязан:
П. 6.5. Соблюдать установленный порядок ношения форменной одежды, знаков различия и ведомственных наград.
П.6.25. Быть культурным и вежливым в общении с гражданами, неуклонно соблюдать законность и не допускать ее нарушений другими работниками.
П.7.3. Останавливать транспортные средства в случае нарушения ПДД
(1306-2001-п, триста шестого-2001-п), имеющихся признаков, свидетельствующих об их
технической неисправности или загрязнения ими окружающей среды, а также при наличии данных о том, что они используются с противоправной целью. (Напомним, в нашем случае «причина» остановки менялась: превышение скорости превратилось в подозрение в угоне. – Авт.).
История номер 2. Уже почти утро. Львовская область. Опять останавливают. Причина – превышение скорости. Больше всего умилили слова: «Вы из столицы, у вас цены повыше, у нас не так дорого». На резкое замечание пассажира: «К чему вы клоните? Пишите протокол», гаишник обиделся и отозвал водителя, который из-за усталого вида казался ему более сговорчивым.
Оказалось, инспектору хотелось посетовать на судьбу-злодейку, усталость, желание поспать и попросить денег на кофе. Достойное поведение человека в форме, не правда ли?! И раньше доводилось слышать от водителей, что так бывает, но как-то не верилось, что правоохранитель может просить «на покушать»…
Напомним, украинский инспектор не имеет права взимать штрафы на месте. Его дело – протокол. Как квалифицировать просьбу о «кофейной» помощи, судите сами.
История номер 3. Дорога Краковец-Львов – по ней из Европы в Украину едут туристы и TIRы. Она одна, объездов нет. А тут на повороте на село Ямельня гаишник перекрыл дорогу. Стоим, ждем – мало ли что. Так бы и стояли дружной компанией из нескольких десятков автомобилей, включая груженые фуры, если бы вдали не заметили машину киношников с камерой на кране.
Подходим к гаишнику, просим объяснить причину ограничения движения и получаем ответ: «Тут киногруппа из Киева (!) клип снимает». Возмущению не было предела: «Почему мы все должны стоять! Разве съемка рекламных клипов входит в перечень ситуаций, позволяющих ограничивать или перекрывать дорогу, тем более международного значения?!». За секунду блокпост был снят. Воистину – язык до Киева доведет.
Что касается перекрытия дорог, то напомним, что согласно законодательству Украины ограничивать или запрещать движение можно в случаях ДТП, задержания преступников и «других чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей». Клипов и кино, как видите, тут нет.
Конфликт водитель-гаишник – вечен. Утверждать, что все водители – жертвы, а инспекторы – хамы и взяточники, неправильно. Это не так. Нарушают, хамят и провоцируют представители обеих «команд».
Прокомментировать эти сложные взаимоотношения, права и обязанности на дорогах и обочинах попросили украинских чиновников и экспертов:
Владимир Резников, полковник милиции, заместитель начальника Управления Департамента Госавтоинспекции МВД Украины:
«Я вам советую зайти на официальный сайт ГАИ (http://www.sai.gov.ua/). Там размещен и сто одиннадцатый приказ в официальном изложении. Там все четко расписано.
Этим приказом пользуются работники милиции, с ним имеют право ознакомиться как граждане Украины, так и иностранцы. Приказ № 111 – инструкция для работников дорожно-патрульной службы. Это азбука поведения».
Сергей Левченко, эксперт, генерал-майор милиции, экс-первый заместитель начальника Департамента Госавтоинспекции МВД Украины:
«Все просто. Если инспектор не знает досконально свои обязанности и права, он не должен допускаться к несению службы. Водитель тоже обязан знать правовые последствия нарушения правил дорожного движения (ПДД).
Решение же конфликтных ситуаций зависит от индивидуальности каждого человека. Все люди разные. Есть такие, которым просто нравится конфликтовать. Они получают удовольствие даже предвкушая: «Сейчас меня остановят, а я на них накатаю жалобу. За это срывают погоны. Соответственно, милиционер испугается и меня отпустит». Именно такие создают проблемы на дорогах.
Есть также и люди, которые понимают: пререкания ни к чему хорошему не приведут, а лишь обострят конфликт. Большинство водителей осознают, что нарушение ПДД может привести к тяжким последствиям.
Бывает и так: водитель незначительно нарушил, но «договорился» с инспектором, дал ему «на кофе». Это плохо! Очень плохо! Это провокация взятки. Напомню, и дача и требование взятки – это преступление.
Думаю, что взяточничество на дорогах осталось на прежнем уровне. Борьба с коррупцией подразумевает повышение социальных требований к инспекторам, чего нет. Культура водителей и инспекторов остается на прежнем уровне. Чтобы были изменения, нужно что-то делать государству. Пока слышны только разговоры: увеличена зарплата, изменено законодательство…
Но несмотря ни на что (на штампы и социальное положение), не менее 70% инспекторов – это действительно сознательные люди. Те же, кто не брезгует выпрашиванием, как вы говорите, «денег на кофе», не очень-то боятся ответственности, поскольку им нужно кормить семьи. Например, если у инспектора четверо маленьких детей, жена не работает, – представьте, каково жить на 2,5 тысячи гривен?..
Тем не менее, если вы законопослушный гражданин, должны не «договариваться», а сказать такому инспектору: «Нет, парень. Давай составляй протокол». Инспектор же, если нарушение действительно незначительное и не была создана опасная обстановка, может не наказывать, а предупредить, вежливо пояснив, что на первый взгляд безобидное нарушение может привести к серьезным последствиям.
Еще одно. Сейчас много говорят о грузинском варианте реформирования милиции. Так вот, там есть позитивы, но он нам не во всем подходит. Сейчас поясню почему: в Грузии 9 млн населения, и обслуживать их намного проще, чем украинских 46 млн. И хотя у нас численность работников ГАИ в 5-6 раз больше, чем в Грузии, нам нужно не сокращать, а реорганизовывать службу Автоинспекции.
Эдуард Багиров, известный украинский правозащитник, председатель общественного совета при МВД:
«Я часто общался с начальником Департамента ГАИ, и неоднократно Валерий Николаевич Лозовой говорил: «Сколько можно повторять одно и то же: увольнять, понижать в должности?! Одно и то же повторяется постоянно!».
И действительно, начальство сверху издает приказы, но все равно, то кто-то матюкнется, а то и дубинкой над головой помашет… А когда говорят, мол, дай хоть на кофе – стыдно за них. Я сам порой, честно говоря, не знаю, что ответить в таком случае.
Документов, регулирующих взаимоотношения инспекторов ГАИ и участников дорожного движения, очень много. Среди них и названный вами приказ № 111.
Не все приказы выполняются. Не все приказы знают даже инспекторы ГАИ. Но главное – что об этих приказах не знают водители, хотя это необходимо.
Со злоупотреблениями, нарушениями и хамством должны бороться сами участники дорожного движения. Сейчас идет реформирование ГАИ. Будут сокращения. Поэтому инспекторы стараются меньше нарушать, поскольку знают, что любая жалоба может послужить поводом для увольнения».