Об этом заявил журналистам исполнительный директор Украинской энергетической ассоциации Юрий Кияшко.
««Копанки» – это многолетняя проблема Украины, которая обострилась в последний год. Добыча с «копанок» набрала такие обороты, что стала угрожать остановкой добычи на легальных шахтах, продукция которых не в силах конкурировать с нелегальным углем. Потому что это, фактически, ворованный уголь, за добычу которого не платятся налоги, официальные зарплаты», – сказал он.
По мнению Кияшко, все «копанки» «крышуются» как на местном, так и на центральном уровне. «Вы думаете, что правоохранительные и местные власти не знают, что у них под носом происходит? Знают, конечно.
Поэтому силовые структуры не предпринимают никаких действий. Это коррупция чистейшей воды», – считает он.
По словам Юрия Кияшко сбывается нелегально добытый уголь через государственные ТЭС. «Если говорить о государственных ТЭС, то их руководители действуют по разнорядке. Ранее уже ни одна голова слетала за то, что покупался уголь не у того поставщика, у которого надо было. «Крышуют» это дело на самом высоком уровне, что стало проблемой даже для государственных угледобывающих компаний», – отметил он.
Ранее заместитель председателя Профсоюза работников угольной промышленности Украины (ПРУП).Валерий Мамченко сообщал, что владельцы «копанок» используют различные схемы легализации и продаж угля, например, через госшахты, сами договариваются с ТЭС, везут на экспорт. Так, примерно 1 млн т угля идет на экспорт, а еще 4,8 млн т нелегального угля идет на государственные ТЭС и ТЭЦ.
Председатель Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаил Волынец в «копанках» видит реальную угрозу энергобезопасности страны. «Нелегалы добывают больше 6 млн. тонн в год. А у нас сейчас профицит угля составляет 7 млн. тонн – это практически равноценно теневому рынку. Часто уголь копанок реализуется от имени добытого на госшахтах. При этом не только грабится бюджет – грабятся все граждане. В прошлом году 12 млрд. гривен было выделено дотаций на господдержку угольных предприятий. То есть, каждый из нас, оплачивая НДС, дотирует угольную промышленность. В то время как порой государственные шахты сами же и организуют нелегальную добычу, криминальный уголь выдают за добытый ими, и получают дотации», – рассказал Волынец.