О том, как и для чего украинцы используют мобильный Интернет, как обеспечить беспроводной доступ в поездах, а также о том, почему в ближайшее время в Украине не стоит ждать LTE, в интервью рассказала президент ООО "Украинские новейшие технологии" (ТМ FreshTel) Елена Минич
Компания Украинские новейшие технологии (ТМ FreshTel) запустила сеть Mobile WiMAX в январе 2010 года. Украинская сеть FreshTel – часть WiMAX холдинга, развивающего сети четвертого поколения на территории России, Западной Европы и Юго-Восточной Азии. В составе акционеров проекта по созданию оператора WiMAX в Украине – Icon Private Equity и Intel Capital.
В сентябре 2010 года президентом компании была назначена Елена Минич, которая до этого имела опыт работы в UMC и Укртелекоме. Под ее руководством прошел запуск брендов SIM-SIM и Utel.
– Что произошло за год с момента вашего назначения?
– За год мы стали командой, и это главное. Перед этим компания была в положении стартапа, и год понадобился, чтобы разобраться в приоритетах. Разобраться, кто будет клиентом, где есть потребность в мобильном Интернете, где нужна мобильность, а где – скорость.
– Сейчас в этом вопросе появилась определенность?
– Да. Например, спустя какое-то время, мы обнаружили, что мобильность для абонентов не главное, и наш Интернет они используют дома или в офисе, как альтернативу домашнему. Поскольку большие скорости соединения нужны, в первую очередь, чтобы закачивать тяжелый контент, а его лучше смотреть на большом экране.
– Географически спрос отличается, например, в Киеве и городах-сателлитах?
– Изучение структуры спроса показывает, что Киев достаточно насыщен широкополосным доступом: на Оболони, на Харьковском, Ленинградском массивах в домах, как правило, более трех ШПД-провайдеров. Соответственно, остаются только те районы, куда оптику продвигать неэффективно или экономически невыгодно.
– В связи с этим, как собираетесь расширять покрытие до конца года? В какие регионы планируете зайти?
– С точки зрения географии мы будем присутствовать в Киеве, в Киевской области, также планируем – во Львовской и Харьковской до конца года. Сейчас усиленно строятся базовые станции (БС). Как только будут готовы определенные населенные пункты, будем анонсировать. В планах – 15 новых населенных пунктов, из них около 10 – в Киевской области.
– Львовская, Харьковская области – имеете в виду сам город или и город, и предместья?
– Мы подходим к этому вопросу чуть по-другому. Для нас непринципиально: миллионник это или райцентр. Главное – есть ли там потребность в таких услугах. Наша команда выезжает на местность и определяет, какие конкуренты уже присутствуют, есть ли необходимость заходить в дома. Например, в некоторых городах оптоволокно до высоток еще не дошло, в некоторых есть ADSL, но не всегда качественный.
– Когда в МТС обсуждали перспективы развития сети СDMA-450, говорили, что в малых населенных пунктах, как правило, спрос на Интернет невысокий. У вас, я так понимаю, данные другие?
– Спрос есть, и достаточно хороший. К примеру, недавно была в командировке на востоке Украины. По дороге остановились в Новомосковске (Днепропетровская обл. – прим.ред.): нужно было срочно отправить файл. Потратили полчаса, чтобы найти кафе с Wi-Fi и Интернет-клубом. Причем клуб был забит пользователями, Wi-Fi не работал, а когда поднялся, скорость была где-то на уровне 512 кбит/с. Мне стало ясно, что в этом городе спрос на Интернет есть 200% (улыбается).
– Каковы прогнозы по росту абонбазы до конца года?
– Мы делали прогнозы ранее, хотели удвоить базу по сравнению с текущей. К сожалению, определенные изменения в законодательстве о строительстве БС притормозили развертывание сети. В феврале, после изменения градостроительного законодательства, были приняты 461-е и 466-е постановления КМУ, которые утвердили новый регламент на строительство в целом и мобильные объекты в частности.
Пока эта процедура заработала, пару месяцев были задержки в строительстве сети. Мы старались их минимизировать и сейчас пробуем восстановить темпы роста. Пока воздержимся от обещаний.
– Если говорить о структуре трафика: потребление выросло или уменьшилось? Какое в среднем ARPU в ваших сетях?
– У нас устоявшаяся стабильная база абонентов, которые генерируют месяц от месяца примерно одно и тоже среднее значение трафика на одного пользователя. В среднем (если брать по бизнес- и массовому сегменту, при этом бизнес потребляет трафика на 50% больше) получается около 16 Гб. Если сравнивать с Укртелекомом, там, по-моему, средний трафик исчисляется в Мб, а не в Гб. Это превышает аналогичные показатели всех остальных беспроводных операторов, работающих на нашем рынке.
Последние несколько месяцев потребление стабильное, может колебаться в зависимости от сезона. Сейчас отпускной период, естественно, потребление трафика чуть-чуть проседает. Начиная с конца августа идет рост потребления и активности абонентов. Это нормальная сезонность.
– А по ARPU можете раскрыть данные?
– Вообще-то мы их не раскрываем.
– А если не в абсолютных, а в относительных величинах?
– Например, относительно Укртелекома blended ARPU (в среднем по массовому и бизнес-сегменту- прим.ред.) на 30% выше. Относительно среднего показателя по РФ – вдвое ниже. При этом ARPU по бизнес-сегменту вдвое выше, чем в потребительском. Вот и считайте (улыбается).
(По подсчетам редакции, этот показатель может составлять от 65 до 90 грн.)
– Недавно в сети была проблема, связанная с тем, что маленький процент абонентов генерировал очень большой трафик – до сотни Гб в месяц. И вы вводили ограничения. Насколько шейпинг повлиял на потребление?
– На качество связи повлиял очень позитивно. Все остальные абоненты, которых было около 97%, увидели, что емкость сети и скорость для них увеличилась. Для тех, кто занимал каналы, появилась квота (30 Гб). Соответственно, улучшилась связь для остальных. Мы даже получили благодарные отзывы на форумах, а вы знаете, как трудно этого добиться (смеется).
Насчет квот – в ближайшее время, осенью, вводим новые тарифы, квоты будут увеличены. Квоты будут отличаться, в зависимости от выбранного тарифного пакета, и составят от 20 до 80 Гб. Также, еще до Нового года мы ввели ночной тариф без шейпинга. Он очень популярен, и использование трафика перераспределилось из дневного времени в ночь. Те, кому реально был нужен безлимитный доступ, стали активировать ночной тариф, а те, кто использовал доступ днем для работы, увидели, что сеть частично разгрузилась.
– Мобильный Интернет будет дешеветь?
– Давайте посмотрим на тенденции 2-3 ближайших лет. Возможно, при переходе Украины на LTE-технологию, которая объективно появится у нас не ранее 2016 года, можно будет говорить о снижении тарифов. Сейчас пока что Украина отстает от Европы с точки зрения беспроводного Интернета лет на пять, если не больше. Тот же LTE в Европе пока полноценно не используется.
Дело в том, что релиз 8, который тестируется сейчас, это все еще pre-LTE. Настоящий 4G LTE начнется с 10, 11, 12 релиза, а 10-ый еще не сертифицирован, это значит, что нет еще даже тестового оборудования. И пользовательские устройства, которые позиционируются как 4G, – это маркетинг. В будущем все равно их нужно будет заменять.
Что же касается украинской ситуации, UMTS-лицензия есть только у одной компании, остальные выбрали альтернативный путь тех технологий, на которые можно было в свое время получить частоты. А эти технологии часто тупиковые с точки зрения развития. С одной стороны, для CDMA 450, CDMA 800 есть возможность апгрейда до Revision B (CDMA Ev-Do Rev.B – прим.ред.).
– И некоторые компании уже перешли или тестируют – МТС, PEOPLEnet, Интертелеком…
– Да. Но при этом им нужно обновлять абонентские устройства. И, если вы заметили, Интертелеком с выводом на рынок новой технологии не уменьшил, а увеличил тарифы.
С другой стороны, посмотрим с точки зрения абонента: если раньше он имел возможность потреблять услуги со средней скоростью 500-600 Кбит/с, то сейчас получил скорости 2-3 Мбит/с. Естественно, это должно стоить дороже. У нас средняя скорость в часы пик от 3-6 Мбит/с, в зависимости от загрузки БС и соответствующая цена.
– Хотелось бы поговорить о планах развития Интернета в поездах Укрзалізниці. Стало известно, что выбран WiMAX. Рассматриваете возможность сотрудничества?
– Мы все еще на него надеемся (улыбается). И мы рады, что выбран именно WiMAX. Скорее всего, это результат того, что был изучен мировой опыт.
– А как обычно обеспечивают такой доступ – в Европе, Северной Америке?
– Есть два различных подхода. В европейских странах, где 3G достаточно развит и есть сплошное покрытие, как правило в ж/д поездах агрегируют доступ от нескольких провайдеров, чтобы обеспечить минимум 5 Мбит/с. В Голландии это, например, KPN и Vodafone. В поезде ставятся так называемые controlling units, которые по специальным антеннам принимают трафик одного и другого оператора, а потом агрегируют его на вагон по Wi-Fi. А в туннелях строится специальное выделенное покрытие.
В Англии, например, на поездах Virgin Trains используют WiMAX там, где нужна очень большая емкость, как правило, на станциях. А дальше по пути следования – агрегацию 3G. Когда поезд подходит к станции, опять работает WiMAX. В тех странах, где нет национального покрытия 3G – в США, ОАЭ – строят выделенные сети для ж/д. Например для Utah Train построили выделенный WiMAX.
– Какая модель может сработать для Украины?
– Модель выделенной сети. Потому что существующего вдоль всех веток покрытия у нас нет. Мы провели для себя анализ того, есть ли потенциал у UMTS (HSPA HSPA+), которая может работать на 14,4 Мбит/с, 28 Мбит/с. Она дает эффективное покрытие с такими скоростями в радиусе 200-300 м, то есть, чтобы обеспечить такой скоростью состав, нужно ставить БС через каждые 500 м. Это очень дорого. Наши 20 Мбит/с обеспечиваются одной БС в радиусе 2-3 км на прямых участках дороги.
Самое главное в этой ситуации – обеспечить подхватывание сигнала при переходе от соты к соте. Если будет провал, обрыв сессии, абоненту придется каждый раз логиниться заново.
– Как на рынок может повлиять покупка Utel одним из крупных GSM-операторов?
– Предположим, до конца года кто-то из игроков рынка купит Utel. Тем не менее, на расширение географии услуги, на апгрейд до HSPA понадобится время, минимум полгода. Если это будет стратегический инвестор, география и качество услуг улучшится. Это должно только приветствоваться, поскольку любая конкуренция стимулирует рост массового потребления.
Помните, когда в 90-х годах была связь NMT? Потребление оставалось нишевым, пока на рынок не вышли несколько GSM-операторов.
В общем по развитию рынка беспроводного ШПД могу сказать, в Украине проникновение пока очень маленькое: при населении около 46 млн. имеем около 1,8 млн. пользователей мобильного Интернета. То есть около 3,9-4%. Значит потенциал развития есть.