Украинские экспортеры несут убытки из-за того, что потеря рынков России и стран СНГ не компенсируется завоеванием рынков Евросоюза.
25 марта Арсений Яценюк заявил, что Украина исчерпала квоты на экспорт сельскохозяйственной продукции в страны ЕС. А за две недели до этого посол Евросоюза в Украине Ян Томбинский обратил внимание на существенное – на 10 процентных пунктов – замедление динамики роста украинского экспорта в Евросоюз. Это еще раз свидетельствует – как надежда на то, что Ассоциация с Евросоюзом способна немедленно активизировать рост украинской экономики, была не до конца обоснованной.
Возьмем, например, автономные торговые преференции для украинской продукции, которые согласно решению соответствующих органов ЕС начали действовать с 23 апреля 2014 года. Имею в виду отмену импортных пошлин для 97,4% товарных позиций, экспортируемых Украиной в ЕС промышленных товаров и для 83,4% товарных позиций экспортируемой из нашей страны в Евросоюз сельхозпродукции.
Так вот, уже в сентябре прошлого года, через 5 месяцев после начала действия автономных преференций, были использованы годовые квоты на беспошлинные поставки кукурузы и пшеницы. Надо полагать, быстро были исчерпаны квоты и по большинству других товарных позиций сельхозэкспорта. Разумеется, следствием исчерпания квот стало отмеченное Томбинским снижение динамики экспорта.
Дополнительный негативный импульс был получен благодаря тому, что 12 сентября прошлого года было отсрочено на 15 месяцев временное применение торговой части Соглашения об Ассоциации.
Это сделано под нажимом России, которая в качестве ответного жеста доброй воли обязалась не вводить таможенные ограничения для украинских товаров в рамках пока еще действующей между РФ и Украиной зоны свободной торговли. Но многие украинские предприниматели надеялись на полноценное вступление в действие экономической части Соглашения об Ассоциации, так как это позволило бы им наращивать экспорт. Получили же отсрочку на 15 месяцев и «заморозку» переговоров об увеличении квот на ввоз продукции в ЕС.
Далее задействую язык цифр. За прошлый год экспорт товаров из Украины в страны Евросоюза вырос на 2,6%: в 2013 году было экспортировано продукции на $16,5 млрд, в 2014 на сумму $17,06 млрд. Но на фоне этого незначительного достижения отмечается сильное снижение украинского экспорта в Россию – на 33,7% и в страны СНГ – на 31,3% (справедливости ради стоит отметить, что базис для снижения экспорта в РФ был сформирован предыдущей властью – по итогам 2013 года падение украинского экспорта в Россию в сравнении с 2012 годом составило 14,6%).
Во многом благодаря резкому уменьшению объема экспорта в Россию и страны СНГ и было достигнуто то, что по итогам 2014 года удельный вес Евросоюза в структуре экспорта из нашей страны вырос до 31,5% против 26,6% в 2013 году. В целом же снижение украинского экспорта в 2014 году в сравнении с 2013 годом составило 13,5%.
Относительные цифры не всегда наглядно демонстрируют ситуацию, поэтому приведу несколько абсолютных цифровых показателей. Если в 2013 году Украина экспортировала товаров на сумму $63,312 млрд, то в 2014 году на сумму $53,914 млрд. Относительно экспорта в Россию: в 2013 году украинские товары в РФ были поставлены на сумму $15,07 млрд, в 2014 году на сумму $9,79 млрд. Я не склонен к примитивным упрощениям, но существенное снижение экспорта вообще и экспорта в Россию в частности внесло заметную лепту в девальвацию гривны.
При этом обращает на себя внимание серьезное снижение экспорта продукции машиностроения – потому, что это одна из немногих товарных позиций украинского экспорта, которая характеризуется высокой долей добавленной стоимости. В 2014 году экспорт снизился в сравнении с 2013 годом на 30,2% (с $10,6 млрд до $7,4 млрд).
Уменьшение экспорта украинской машиностроительной продукции преимущественно происходит за счет снижения поставок в страны СНГ (включая Россию). В 2014 году падение экспорта туда составило 41,4% – с $7 млрд до $4,1 млрд, наиболее заметное снижение произошло в экспортных поставках машиностроительной продукции в РФ – на 39,2% и в Казахстан – на 50,2%. Это не могло компенсироваться приростом экспорта отечественной машиностроительной продукции в Европу на 0,1 млрд. долл.
Кстати, получается, что темпы падения экспорта продукции машиностроения в страны СНГ в прошлом году ускорились в 1,73 раза – в 2013 году, в сравнении с 2012 годом, снижение этого показателя составило 24% (с $9,2 млрд до $7 млрд, а годовое снижение объема экспорта продукции машиностроения в Россию тогда составило 20,5%, в Казахстан – 39,8%). Если говорить о частностях, то в наибольшей степени пострадало вагоностроение, около 80% продукции которого поставлялось в РФ.
Спору нет, в Россию и страны СНГ продавалась продукция украинского машиностроения, не слишком далеко ушедшая от советских образцов. И в Евросоюзе спрос на такую продукцию не высок. Но если руководством страны был задекларирован курс на европейскую интеграцию, почему не сделано ничего существенного для начала производства современных видов машиностроительной продукции?
О металлургии. Коротко и грустно: снижение экспорта металлургической продукции в 2014 году в сравнении с 2013 годом составило 13,1% (удельный вес России в географической структуре поставок продукции черной металлургии Украины уменьшилась с 14% до 10%). Неудивительно, что металлурги уступили пальму первенства аграриям в качестве отрасли, приносящей наибольший объем валютной выручки.
Украинская экономика является экспортно-ориентированной. Поэтому предпринятая попытка кардинально переориентировать направления экспортных поставок отечественной продукции изначально носила рискованный характер. В Россию и СНГ, которые до 2013 года включительно являлись крупнейшими торговыми партнерами Украины, по большей мере поставлялась продукция с низкой долей добавленной стоимости – металлургическая, сельскохозяйственная, химическая.
Тем не менее, на протяжении 1994-2012 годов объем экспорта украинской продукции поступательно рос. Не в последнюю очередь вследствие сотрудничества с постсоветскими государствами. И именно резкое ухудшение ситуации с экспортом металлургической, машиностроительной, химической продукции, продукции важнейших бюджетно-образующих отраслей экономики Украины, привело к тому жесткому социально-экономическому кризису, основа которого была создана в 2013 году, и которые бушуют в нашей стране начиная с 2014 года и по настоящее время.
Насколько обоснованными были надежды на то, что попытка переориентации экспорта – с Востока на Запад – будет успешной? Такие факторы, как устаревшие технологии отечественной промышленности, высокая энергоемкость и материалоемкость выпускаемой в Украине продукции, значительный моральный и физический износ оборудования, невысокий технический уровень производственного потенциала не способствовали успеху данной затеи. Во всяком случае, успеху в среднесрочной перспективе.
Сюда же стоит добавить глубокое несоответствие требований украинских стандартов европейскому уровню, а также управленческие, институциональные и технологические несовместимости.