У нас очень много и громко говорят о политике «шоковой терапии», имевшей успех в Польше. Особенно в контексте роста тарифов, урезания доходов населения и увеличения налогового пресса на бизнес.
Однако забывают упомянуть о том, что политика «шоковой терапии» применяется в странах, переходящих от социалистической плановой экономики к рыночной. Украина в 90-ые уже прошла и через волну грабительской приватизации, и через болезненные шоки сокращения зарплат и соцвыплат.
Так, приватизация в Польше сопровождалась демонополизацией – были ликвидированы все крупные монополии и установлены правила и условия, одинаковые для всех, создана конкурентная среда. В Украине, наоборот, 10% населения владеет 90% национального богатства.
Также в Польше были резко снижены ставки налогов для предпринимателей, а помощь ЕС была направлена на поддержку малого и среднего бизнеса.
Международная донорская помощь и кредитные средства пришедшие в Польшу, обогатили страну, а не отдельных людей. А что же у нас?
На сайте Минэкономразвития размещены интересные цифры: менее, чем за год министерство «привлекло» 3 млрд.542 млн. долларов и 896,6 млн. евро, из них 456 млн. долларов – на поддержку малого и среднего бизнеса. По оценкам экспертов, потребность МСБ в кредитах примерно оценивается как раз в такую сумму.
Скажите, кто-то встречал отчет правительства и министра о созданных новых рабочих местах, снижении ставок кредитов для предпринимателей или о новых предприятиях, на которых производится добавочная стоимость, составляющая основу экономического роста, на которые и должны направляться такие колоссальные средства?
Мною был направлен депутатский запрос в Минэкономразвития, в котором я прошу предоставить обществу документальный отчет о том, куда направлены более чем 4 миллиарда долларов финансовой помощи с указанием социально-экномического эффекта, достигнуто в результате ее использования. Согласитесь, мы имеем право знать, ведь это нам, нашим детям и внукам многие годы предстоит выплачивать многочисленные кредиты.
Александра Кужель