Сотрудники НАБУ шокированы роскошью жизни судей районного уровня.
Закон об электронных декларациях ставит коррупционеров в цугцванг: ответственность наступает либо за недостоверную декларацию, либо за незаконное обогащение. Именно поэтому так сопротивляются в Раде.
Аналитики Национального антикоррупционного бюро работают над досье тысячи украинских судей, а суммы незадекларированного имущества достигают десятков, а порой и сотен миллионов гривень, сообщил глава НАБУ Артем Сытник. “Что касается какого-то процентного соотношения, то около 40 из ста уже проверенных судей (районного уровня) оказались в зоне риска. Однако вы понимаете, чем выше уровень, тем больше аппетиты”, – сказал он в интервью.
При этом он отметил, что есть просто шокирующие истории, когда у одной семьи в собственности 20 автомобилей и до десятка объектов недвижимости, “когда открывающаяся перед глазами детектива картина жизни не вписывается ни в какие, даже самые условные моральные рамки”.
По его словам, именно в этой точке лежит четкое пояснение причины блокирования парламентариями электронного декларирования.
“С одной стороны, если будет принят этот закон, то с имуществом, которое не вошло в декларацию, будут проблемы. И не только у судей. Заработает одна из вышеупомянутых статей 366-1 УПК об уголовной ответственности за внесение недостоверных сведений в декларацию. С другой стороны, если ты задекларируешь все имущество, то автоматически попадешь в зону действия статьи о незаконном обогащении, и тебе придется пояснить: где ты взял деньги, чтобы это имущество купить? Такой себе цугцванг коррупционера”, – сказал он.
Однако, отметил Сытник, последняя редакция статьи о незаконном обогащении вступила в силу с мая 2015 года.
“То есть даже если такой механизм заработает, то он будет касаться имущества, приобретенного после этой даты. Все, что было куплено до, – предмет полноценного и продолжительного расследования, которое невозможно оперативно провести в отношении чиновников всей страны. Потому важно, чтобы механизм заработал уже в этом году, и у чиновника был только один путь: быть прозрачным. Иначе – отвечай, либо за недостоверную декларацию, либо за незаконное обогащение. С 1 апреля 2016 года мы бы могли уже анализировать электронные декларации на предмет состава преступления. Но, увы… тут Верховной Раде с Европой оказалось не по пути”, – добавил он.
По его словам, сейчас пять судей находятся под следствием. “Материалы почти готовы для передачи в суд. Безусловно, мы ожидаем сопротивления. Это тест, прежде всего для НАБУ. Потому что для нас ориентир не задержание, не возбуждение дела, а приговор суда, который вступил в силу”, – отметил Сытник.