Последние новости
26 ноября 2024
25 ноября 2024
22 ноября 2024

Кто на самом деле купил украинского нефтегиганта

9 февраля 2017, 9:01
no image

Калушский «Карпатнефтехим» получил возможность избавиться от российской зависимости и перейти на местное и импортное нефтяное сырье

В Украине появились признаки оживления Прикарпатского нефтехимического узла. 3 февраля 2017 года АМКУ сообщил, что одобрил покупку более 25% акций «Карпатнефтехима» компанией «Техимпекс». А 7 февраля стали известны подробности сделки. Совладелец «Техимпекса» Игорь Щуцкий сообщил СМИ, что приобрел у прежнего собственника, компании «Лукойл», до 50% акций. По его словам, его партнером стал некий украинский бизнесмен и менеджер, «его хороший знакомый». Они заплатили $25 млн. на двоих.

Ранее «Лукойл» неоднократно уверял, что инвестировал $550 млн. в новые линии выпуска хлора, смолы поливинилхлорида и ее производных, соответственно, и эксперты ожидали, что продажа более 25% акций химкомбината может принести российской нефтекомпании, как минимум, $137 млн.

В прессе также муссировались слухи, что компания-покупатель близка к менеджерам Игоря Коломойского и Константина Жеваго. При этом некоторые информированные источники уверяли, что к сделке, якобы, имеет отношение и советник экс-премьера Арсения Яценюка Андрей Иванчук. Но Щуцкий опроверг эту информацию.
Если подтвердится его версия о том, что к покупке части российских активов в Украине не имеют отношения наши известные политики и олигархи, может случиться, что речь идет о попытках сберечь активы компаний РФ от угрозы конфискации. Подобные случаи уже были: в свое время российские активы массово переписывались на доверенных лиц (можно вспомнить АЗС «Лукойл Украина», «Роснефть Украина», нефтяные терминалы, сети мобильной связи и пр.).

В целом, за последние пару лет такая стратегия спасла российский бизнес в Украине от судебных потерь на десятки миллиардов долларов. И не исключено, что определенные политики в Киеве получили за содействие неплохие «комиссионные».

Если цифры по сделке в Калуше подтвердятся, то получается, что половина активов завода, на который «Лукойл» потратила $550 млн, местные партнеры на двоих смогли выкупить всего за $25 млн. Вопрос — почему так дешево — пока остается открытым. Эксперты уже рассуждают на тему, могла ли разница в цене уйти в карман отдельным украинским политикам как бонус за покровительство российских инвесторов.

Предпродажная подготовка

Стоит отметить, что первые шаги по оживлению прикарпатского химического узла начались год назад, сразу после ухода Яценюка из правительства. Признаком роста финансовой активности вокруг химического комплекса стало принятое весной прошлого года решение бывшего мэра Калуша и нынешнего главы Минтопэнерго Игоря Насалыка — он предоставил хозяйственную самостоятельность ТЭЦ, от работы которой критически зависит химкомбинат.

Ранее она снабжала химкомбинат водяным паром и электроэнергией, а после получения самостоятельности, начала поставлять каустики и минералы. До этого электростанция входила в состав ГП «Укринтерэнерго» и замещала мощности интегрированных в единую энергосистему ЕС украинских электростанций Бурштынского энергетического острова. После того, как ТЭЦ усилила свое влияние на химкомбинат, украинские власти сделали следующий шаг в деле реанимации химического узла — предприняли усилия по восстановлению схемы его снабжения Надвирнянским НПЗ. В годы устойчивой работы «Карптанефтехима», НПЗ поставлял на комбинат дизтопливо и углеводородное сырье для основного, этиленового производства. Долгие годы соединенный с НПЗ нефтепровод Одесса-Броды стоял без нефтяного сырья, а химкомбинат испытывал дефицит дешевого дизтоплива. Поначалу, химкомбинат был вынужден закупать до 1 млн тонн белорусского дизеля по нефтепродуктопроводу Мозырь-Ужгород, затем перешел на импорт из РФ сжиженных углеводородных газов (СУГ).

После того, как украинские правоохранители с минувшей осени взялись расследовать многочисленные нарушения на рынке импорта СУГ, и без этого плохое снабжение химкомбината углеводородами драматически ухудшилось, и у «Лукойла» появилось еще больше причин продать акции калушского химического гиганта.

Чтобы вернуть комбинату возможность покупать местное нефтяное сырье, украинское Минтопэнерго к концу прошлой осени занялось идущим к НПЗ нефтепроводом, и завершило многолетний спор с компаниями группы Коломойского вокруг технической нефти на маршруте Одесса-Броды.

В результате урегулирования спора, его стороны договорились перекачать в этот нефтепровод легкую азербайджанскую техническую нефть с нефтепровода Одеса-Кременчуг. Перекачка технического ресурса необходима для поддержания рабочего давления в трубах. Она даст возможность нефтепроводу Одесса-Броды начать работу на Надвирянском НПЗ, а также в направлении второй линии многониточного нефтепровода Броды-Мозырь. Под какую дату трубопроводные поставки нефти в Надвирну смогут восстановиться, пока не известна.

Но еще в прошлом году азербайджанская госкомпания Socar и Мозырский НПЗ «Белнефтехим» заявляли, что готовы с 2017 года начать ежегодный импорт нескольких миллионов тонн нефти в Белоруссию по маршруту порт Южный-Броды-Мозырь. Пока что, из-за явно запоздалого урегулирования спора вокруг технической нефти, в Надвирную она не идет.

Что касается Белоруссии, то в эту страну нефть с порта Южный пока что поступает по украинской железой дороге, что заметно снижает прибыльность.

Таким образом, государство к началу этого года создало устойчивую перспективу улучшения снабжения «Карпатнефтехима» электроэнергией и углеводородами Надвирянского НПЗ. Поэтому вполне логично, что владелец этого НПЗ Игорь Коломойский активизировал переговоры с «Лукойлом» о продаже доли в калушском химическом комбинате.

Слухи об этих переговорах циркулировали на нефтяном рынке давно, с тех пор как глава нефтеторговой компании «Фактор» Сергей Тищенко весной 2014 года сообщил киевской прессе, что, по его данным, Коломойский, несмотря на агрессию РФ в Украине, намерен создать СП с российским нефтяным бизнесом для снабжения калушского химкомбината нефтяным сырьем.
Цепная реакция

В настоящее время, наибольшие шансы начать это снабжение имеют не нефтекомпании РФ, а компании Азербайджана, Белоруссии, и, возможно, Ирана. Компании последней страны к осени 2016 года начали поставлять нефть по схеме замещения с азербайджанскими партнерами на Кременчугский НПЗ Игоря Коломойского. В силу этих обстоятельств, закрепление компаний Коломойского в статусе совладельца комбината «Карпатнефтехима» поможет олигарху вернутся в схемы прокачки нефти по Одесса-Броды в Надвирну и Беларусь.

По инициативе Коломойского и его менеджеров, несколько миллионов тонн нефти с Южного еще в 2011-2012 годы поступало в Беларусь по Одесса-Броды, но эта попытка стала неудачной из-за противодействия российских нефтекомпаний и проблем в расчетах.

Чем завершится попытка восстановления ключевой роли Надвирнянского НПЗ в снабжении «Карпатнефтехима», пока прогнозировать сложно, но в целом, появление местных поставщиков углеводородного сырья способно оказать позитивное влияние на рост украинской химической промышленности в самом слабом, полимерном сегменте этой отрасли. Несмотря на стремительный рост в отраслях-потребителях, уровень потребления полимеров в Украине в 4 раза меньше, чем в среднем по странам ЕС (20 кг/чел. против 80 кг/чел. по итогам 2016 года).

Кроме индустрии упаковочных материалов, основными сферами применения полимеров являются выпуск оконных профилей, корпусов бытовой техники и пластиковых труб для строительства и муниципального хозяйства. И на этих рынках наблюдается активизация.

Стоит вспомнить хотя бы недавний приход российско-британского холдинга А1 на «Рубежанский трубный завод», а также ввод в строй нескольких заводов по сборке бытовой техники азиатских и европейских производителей. Это позволяет рассчитывать если не догнать Европу по продажам полимерной продукции, то хотя бы сократить отставание. К слову, десять лет назад разрыв был заметно меньше, чем сейчас: 5,7 кг/чел. у нас и 16,5 кг/чел. в Европе.

Все статьи