Снижение ренты на пользование недрами могло бы высвободить ресурс, необходимый компаниям для наращивания добычи, но покрыть бюджетные потери и найти средства на субсидии крайне сложно.
Украинские газодобытчики считают, что налоговая нагрузка за пользование недрами в Украине слишком высокая — более 20%, тогда как в Европе средняя нагрузка на выручку газодобывающих компаний не превышает 11%.
В то же время при снижении ренты поступления в бюджет снизятся, а растущие расходы на субсидирование населения придется покрывать за счет других источников, найти которые сегодня крайне сложно.
Об этом говорится в статье Юлии Самаевой для ZN.UA.
“Действительно, отрасль капиталоемкая, требует стабильных и значительных (2–3 млрд долл. в год) инвестиций в инфраструктуру и технологии. Снижение ренты могло бы высвободить ресурс, необходимый компаниям для наращивания добычи. Но если мы снизим ренту, поступления в бюджет также снизятся, а растущие расходы на субсидирование населения нужно будет покрывать за счет других источников, изыскать которые вроде как и негде. Получается, что из-за такого переливания госсредств из пустого в порожнее нынешняя система субсидирования фактически тормозит развитие газодобывающей отрасли”, – пишет Самаева.
Она подчеркивает, что в условиях сомнительного исполнения бюджета и роста расходов на субсидии, уверенный рост без поправок на инфляцию демонстрирует только рента за пользование недрами. Как говорится в статье, правительство убеждает, что 40 млрд, которые планируют выделить на субсидии, не обременят украинский бюджет, поэтому его дефицит не превысит согласованных с МВФ 3,7% ВВП. Но статистика свидетельствует об обратном, пишет Самаева.
“Несмотря на наблюдающийся на внешних рынках рост цен на основные статьи украинского экспорта, темпы роста доходов общего фонда в апреле были на 14% ниже прошлогодних показателей, причем тенденция их замедления фиксируется с января. В марте бюджет получил почти 72 млрд грн, что на 9,6% больше прошлогоднего аналога, тогда как в феврале прирост составил 16,2%, а в январе — 32,7%. Замедление роста доходов — следствие снижения темпов инфляции и сокращения нерегулярных доходов, отмечавшихся в 2015-м (например, из-за отмены платы на пользование радиочастотным ресурсом). Снижение бюджетных поступлений было ожидаемым многими специалистами, но не Минфином”, – говорится в статье.