У российского газового монополиста проблемы со сбытом добытых углеводородов.
Алексей Миллер на днях доложил президенту России Владимиру Путину, что российский «Газпром» в глубоком кризисе: добытые объемы газа стало некуда продавать, а широко разрекламированный контракт с Китаем практически потерял экономический смысл.
Об этом сообщил аналитик российского консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин в экспертном комментарии для «Московского центра Карнеги».
По словам специалиста, Владимиру Путину была изложена шокирующая цифра: возможный ежегодный объем добычи «Газпрома» в прошлом 2014 году составил 617 млрд кубометров природного газа, а найти покупателей удалось только на 444 млрд.
Остальные 173 млрд кубометров углеводородного сырья так и остались невостребованными. При этом традиционный европейский рынок газа медленно, но верно «усыхает» из-за конкуренции с норвежскими газодобытчиками и поставщиками СПГ, а новые покупатели в лице китайских компаний, не видят в сотрудничестве с «Газпромом» экономического смысла.
Точно так же теряют смысл и новые проекты развития «Газпрома» в виде ранее заявленных освоения Ямала и выхода на морские шельфы: зачем вкладывать в них деньги, если даже уже имеющиеся объемы продавать некому?
Широко разрекламированный контракт на постройку газопровода «Сила Сибири» в Китай также оказался более чем сомнительной авантюрой. Как подсчитали эксперты Оксфордского института энергетических исследований, даже к 2020 году Китаю нужны поставки всего лишь 170 млрд кубометров газа из-за рубежа.
При этом уже сейчас есть возможности ежегодно поставлять 80 млрд кубометров по трубопроводу из Туркменистана, 12 млрд — по газопроводу из Мьянмы и примерно 82 млрд — в сжиженном виде танкерами-газовозами.
Эти три источника полностью покрывают потребности Китая в природном газе, а для новых поставщиков просто нет места на рынке Поднебесной. Не радует россиян и возможная цена: например СПГ, поставляемого в танкерах, на китайском рынке оценивается всего в 260 долларов за тысячу кубометров, и совершенно понятно, что российским газом китайцы в принципе могут заинтересоваться лишь при условии, что он будет еще дешевле, чем уже существующий.
В эту же цифру — 260 долларов — экономисты «Газпрома», которые готовили секретный доклад для Владимира Путина, оценили и себестоимость природного газа из Якутии и Иркутской области до момента его поступления по трубопроводам на границу с Китаем. Даже при этих условиях проект не способен окупиться к 2050 году.
А оттуда еще необходимо построить газопровод к промышленно развитым восточным регионам Китая длиной в несколько тысяч километров. Само собой, делать это за свой счет китайцы не собираются: строительство начнется только при условии, что в него инвестирует деньги сама Россия.
Как уже очевидно, необходимость таких инвестиций на фоне сложившейся в Китае конъюнктуры цен на СПГ ничего, кроме многомиллиардных убытков «Газпрома» не принесет.
Рискнет Путин вкладывать деньги в газопровод «от Ямала до Шанхая» только по политическим соображениям — большой вопрос, даже несмотря на всю прелесть получения «волшебного крана», что позволяет переключать газ в Китай, если Европа вдруг заартачится.