В это тяжелое во всех отношениях время для развития различных бизнес-проектов упираться лбом в одни лишь кредитные возможности банков нельзя (особенно при учетной ставке Национального банка Украины в 30%).
Об этом написал Александр Гончаров, директор Института развития экономики Украиныэ
Источник капитала в Украине должен все более становиться национальным. А вторую половину 2015 и 2016 годов нужно объявить периодом корпоративных и институциональных денег, чтобы началось восстановление рынка институтов совместного инвестирования, создав для этого фронт-офис по привлечению в бизнес-проекты сбережений финансово состоятельных граждан на общую сумму около 1 трлн 300 млрд грн.
Откуда взялась эта огромная сумма? НБУ подсчитал, что в обращении на территории Украины находится 92 млрд наличной валюты (без учета наличной гривни). Это почти в 18 раз больше нашего золотовалютного резерва. Соответственно, сбережения финансово состоятельных граждан (в первую голову экономических чиновников) – самый надежный источник длинных денег.
Если разделить 92 млрд долл. на жителей Украины, получается, что на каждого украинца приходится около 2140 наличных долларов. Если же поделить только на работоспособное население, то получается, что каждый работоспособный украинец имеет в среднем 4600 “американцев”.
Еще в начале 2010 года в обращении находилось 60 млрд наличной валюты. По результатам 2014 года население Украины забрало из банков валютных депозитов на сумму 9 млрд долл., а еще купило валюты почти на 3 млрд долл.
Итого в Украине только за прошлый год на 12 млрд долл. увеличилась сумма иностранной валюты в обращении. Плюс у нас сейчас в обращении находится 283 млрд гривневой налички. Это на порядок меньше, чем иностранной валюты.
При этом на депозитах в банках хранится гривни на сумму 184 млрд долл. и около 12 млрд долларов США. Это банковские депозиты.
Но доверие к национальной банковской системе очень сильно подорвано. По оценкам экспертов, ранее 5–7 лет это доверие вряд ли будет восстановлено. При учетной ставке НБУ в 30% через 3–4 месяца будет парализована банковская система Украины.
Поэтому люди активно продолжают искать, как им сохранить свои финансовые сбережения. В этой связи, если предположить, что население Украины хотя бы половину наличной валюты поменяет на гривню и разместит ее в ценные бумаги институтов совместного инвестирования и предприятий реального сектора экономики, то общая сумма привлеченных средств в Украине – только в гривне – будет около 1 трлн 300 млрд.
Нужно начинать запускать альтернативные банковским проекты по привлечению денежных средств финансово состоятельных граждан и юридических лиц. Но пока этого никто не делает, не зная и не понимая сути и алгоритма подобных проектов.
Зато данные за февраль и март 2015 года показывают, что население более склонно и далее забирать свои банковские депозиты и скупать доллары, несмотря на все ограничения и запреты НБУ.
О чем говорят вышеперечисленные цифры? О том, что деньги финансово состоятельных граждан лежат под подушками и не работают на конкретные бизнес-проекты и в целом – на экономику страны, в то время как рынок внешних заимствований резко сузился для наших банков и предприятий.
Занимать за рубежом по доступным ставкам стало гораздо сложнее, плюс огромные валютные риски, связанные с девальвацией гривны. И теперь те наши банки и предприятия, которые строили всю свою политику и бизнес-модель на внешних заимствованиях и не имели достаточных источников фондирования внутри страны, по существу уходят с нашего рынка. Эта модель у нас больше не работает и, конечно, не имеет перспектив.
Теперь, несомненно, собственники предприятий и различных бизнес-проектов будут значительно осторожнее занимать валюту за границей, чем это было еще в 2013 г. Для них настала пора затягивать денежные краны.
Плюс НБУ, как мы видим, давно созрел для дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики, и наше правительство никак не хочет начать стимулировать потребительский спрос.
Так что же делать в текущей ситуации? Прежде всего, самим предпринимателям нужно срочно переводить в разряд первостепенных так называемый вопрос длинных денег, без которых они точно не смогут реализовать свои проекты. К тому же длинные деньги – это не только особые институты, а это и особые технологии.
Также вопрос длинных денег – это еще и фактор времени. В этой связи лично прекрасно знаю о специфике организации подобной работы в ряде областей Украины, в частности Киевской, Донецкой и Сумской. Плюс к этому проекту в последнее время неподдельный интерес проявляют иностранные инвесторы из Дании, Израиля и Кипра.
Вот почему сегодня на первый план вышел вопрос создания фронт-офиса по привлечению в бизнес-проекты сбережений финансово состоятельных граждан на общую сумму около 1 трлн 300 млрд грн. С началом деятельности этого фронт-офиса должно открыться второе дыхание украинского рынка совместных инвестиций.
Думаю, в Кабмине Яценюка уже понимают, что сбережения населения – это сейчас главный источник длинных денег для проведения экономических реформ, а также основной инвестиционный ресурс для реального сектора экономики Украины, включая военно-промышленный комплекс.