"В то время как Греция пропускает один крайний срок за другим в достижении соглашения со своими кредиторами, легко упустить из вида, что и для Украины также приближается час расплаты.
Правительство должно заключить соглашение о реструктуризации долга с частными держателями государственных облигаций к июню, но пока не продвинулось к нему, хотя переговоры начались в середине марта”, – пишет обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский.
Проблема в том, что для американской компании по управлению активами Franklin Templeton, которой принадлежат украинские долговые обязательства на сумму 8 млрд долларов, согласие на урезание долгов означает репутационный крах, поясняет автор.
Гуру в сфере облигаций Franklin Templeton Майкл Хейзенстеб сделал большие инвестиции в украинские долговые обязательства, когда президент Виктор Янукович был еще у власти. И Хейзенстеб был не одинок в неспособности предсказать аннексию Крыма Россией и войну на востоке, но, более того: даже 13 месяцев спустя, приехав в Киев, он записал видео о радужных о перспективах Украины, где похвалил временное правительство, которое “не только прикладывает исключительные усилия к тому, чтобы справиться с краткосрочными проблемами, но и действительно закладывает фундамент процветания Украины в следующие пять-десять лет”, возмущается “невежественными ведущими финансовыми инвесторами” Бершидский.
Международная финансовая помощь, которую получила Украина, – кредит на три года от МВФ – поступила при условии, что она сможет в какой-то мере решить вопрос со своими частными кредиторами, продолжает автор статьи.
Вот в чем заключается возможность для Хейзенстеба сохранить лицо: он может заявить, что условия финансовой помощи Украине не требуют напрямую сокращения суммы долга, полагает журналист. “В прошлом месяце инвесторы в долговые обязательства государственного “Укрэксимбанка” согласились отложить погашение облигаций на семь лет, пусть и в обмен на повышение номинального процентного дохода по облигации на 1,25%. Подобная сделка по другим облигациям могла бы позволить Украине сэкономить требуемую сумму в следующие несколько лет, тем самым заморозив выплаты долга до момента, когда она сможет встать на ноги”, – говорится в статье.
“Украина может настаивать на своем, и в этом случае ей почти точно придется сообщить миссии МВФ в Киеве, что она не сможет достичь соглашения с кредиторами к июню. Тогда МВФ, со своей стороны, будет решать – перечислить очередной транш финансовой помощи в 5 млрд долларов в июне или отказаться от этого, ибо украинское правительство сначала должно продемонстрировать свою компетентность, хотя бы успешно достигнув соглашения с кредиторами”, – рассуждает Бершидский.
“Украина могла бы помочь Хейзенстебу вытащить его из тех неприятностей, в которые он втянул Franklin Templeton. Тогда МВФ с удовольствием даст 5 млрд долларов и жизнь будет продолжаться”, – говорится в статье. “Возможно, неправильно вознаграждать Хейзенстеба за его завышенную самооценку, – пишет Бершидский, – но это может стать наилучшим вариантом для главного переговорщика Украины, министра финансов Натальи Яресько. Ей нужна передышка больше, чем решительное сокращение основной суммы долга”.
“И все же я полагаю, что украинское правительство продолжит настаивать на своем, поскольку международная поддержка, которой оно пользовалось в последний год, дала ему сильную убежденность, что все ему что-то должны. И это, скорее всего, приведет к целому ряду пропущенных крайних сроков”, – заключает автор статьи.