Экономика Украины должна расти на 5-7% в год. Премьер-министр Владимир Гройсман ожидает таких темпов уже с 2019 года. Рост достижим, но для этого необходимо выполнение ряда условий. "Апостроф" разбирался, что нужно сделать в первую очередь.
Рост экономики на 5-7% в год схож с теми темпами увеличения ВВП, которые характерны для Китая, одного из лидеров мировой экономики.
На протяжении десятилетий экономика КНР росла каждый год примерно на 10%, однако с 2010 года темпы роста начали замедляться. В 2011 году ВВП Поднебесной вырос на 9,2%, в 2012 году – уже лишь на 7,8%. В 2016 году рост китайской экономики замедлился до 6,7%, а по итогам текущего года ожидается еще более скромное увеличение – на 6,5%. Тем не менее Украина о подобном росте пока может только мечтать. В 2016 году отечественная экономика выросла всего на 2,3%, а в текущем, несмотря на первоначальный прогноз в 3%, рост может не превысить и 2%.
Ближайшая перспектива
На 2018 год рост ВВП прогнозируется на уровне 3%, и этот прогноз выглядит вполне реалистично.
“Я считаю, что 3% являются вполне возможным ростом на следующий год. Этот рост может быть за счет относительно неплохой ситуации на внешних рынках по отношению к тем экспортерам, которые специализируются на продаже товаров с низким уровнем добавленной стоимости. Прежде всего, это относится к металлургам и производителям сельскохозяйственной продукции. Похоже на то, что там будет относительно благосклонный рынок. Дополнительным аргументом может быть то, что пусть и слабая, но наблюдается инвестиционная активность со стороны украинских олигархов. И если прямые иностранные инвестиции в страну заходят в крайне малых объемах, то за счет инвестиций, которые делает украинский бизнес, можно будет получить этот 3%-й рост”, – сказал “Апострофу” исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко.
Финансовый эксперт Алексей Кущ также считает, что благоприятная ситуация на мировых рынках может способствовать росту украинской экономики.
“Мы полностью зависим от внешних сырьевых факторов – если в мире растут цены на сырье, то мы можем расти и на 3%, и на 5%, и на 7% или, как при Леониде Кучме, даже на 10-11% в год”, – сказал он в комментарии “Апострофу”.
По словам Куща, прогнозы на 2018 год базируются на ожидании того, что цены на металл и товары сельскохозяйственного производства будут более-менее стабильными и, возможно, увеличатся.
Однако внешние факторы могут внести коррективы в такие прогнозы. Например, если Федеральная резервная система США станет агрессивно повышать процентную ставку, инвестиции начнут уходить с рынков развивающихся стран, в том числе из Украины.
“Если базовая процентная ставка США приближается к 3-3,5%, стоит ожидать оттока из развивающихся экономик. В нашу экономику инвестиции так и не стали поступать, а при высоких ставках в США они не будут поступать и подавно. Также стоит ожидать снижения цен на нефть и, как следствие, коррекции цен на все сырьевые товары. Это может ударить по нашему экспорту. Хотя это, скорее всего, произойдет к концу следующего года”, – подчеркнул Кущ.
Он также заявил, что в той модели экономики, которая есть сейчас в Украине, показатели роста никак не зависят от действий правительства. “Можно вместо министров посадить роботов и, в принципе, результат будет тот же”, – резюмировал эксперт.
Что делать
Когда структура украинской экономики меняется хаотично под воздействием случайных наборов факторов, то прогнозировать рост на 2019-2020 годы вообще нет никакого смысла.
Алексей Кущ считает, что Украине, в первую очередь, необходимо отказаться от рентной модели экономики.
“Под рентной экономикой подразумевается то, что финансовый ресурс собирается в пяти-шести точках концентрации и потом распределяется между пятью-шестью финансово-промышленными группами. Точки сбора финансового ресурса охватывают фактически все жизненно важные сегменты экономики, начиная с поставок электроэнергии, воды, тепла, железнодорожных перевозок, и заканчивая крупными рынками – как рынок газа. Второй момент – демонополизация экономики. У нас сейчас более 50% подчинено частным промышленным группам и государственному монополисту. Экономика не может быстро расти, если она не насыщена конкуренцией, не насыщена малым и средним бизнесом. У нас сейчас абсолютно неэффективная, неконкурентоспособная и неповоротливая модель экономики, потому что крупные монополии придавили железобетонной плитой более 50% экономического оборота”, – сказал он.
Также необходимо стимулировать развитие третичного сектора экономики – информационных технологий, сферы услуг, медицины, образования, науки.
“У нас третичный сектор совершенно недоразвитый – составляет половину ВВП, тогда как должен составлять 75-80%. Вот колоссальный резерв роста ВВП. За счет этого сектора Украина реально может формировать до 5-7% роста ВВП”, – отметил Кущ.
При этом система образования в Украине устарела и не отвечает вызовам времени.
По словам главы совета Независимой ассоциации банков Украины Романа Шпека, если сравнивать ситуацию с Польшей, Венгрией, странами Балтии, то здесь Украине есть к чему стремиться.
“Образование должно быть практичным, прагматичным, давать возможность людям проявлять свои качества на рынке труда – не приближенность к лицам и потокам, а умение конкурировать. А для бизнеса чрезвычайно важны умение и готовность работать прозрачно и конкурентно – без этого высоких темпов экономического роста не достичь”, – сказал он в комментарии “Апострофу”.
Для стимулирования темпов роста экономики важным моментом является вопрос общего развития инфраструктуры – дорог, портов, объектов энерго- и теплоснабжения, поскольку это дает возможность реализовывать крупномасштабные проекты внутри страны, также убежден Шпек. “Но реализация этих проектов требует рыночных цен, тарифов на услуги, и все это связано с общими структурными реформами”, – отметил он.
Кроме того, для достижения высоких темпов экономического роста необходим рынок ценных бумаг, с чем в Украине также проблемы.
“В действующей структуре экономики необходимо решить две проблемы – половина всех предприятий и компаний убыточны, а также мы должны быть объективными (и признать), что не только банки, но и предприятия-заемщики пострадали от экономического кризиса. И тот уровень проблемных кредитов, который остается на балансах, не дает возможности возобновлять производство, возобновлять кредитование. Без решения проблемы неработающих кредитов стимулировать действующую экономику невозможно, хотя и необходимо понимать, что высокие темпы роста будут давать, в первую очередь, новые предприятия”, – убежден Шпек.
По мнению аналитика инвестиционной компании Максима Пархоменко, обеспечить высокий рост ВВП может приход в Украину крупных компаний и стратегических инвесторов.
“Это возможно в случае либерализации внутреннего законодательства и углубления зоны свободной торговли с ЕС. Оптимальный вариант – взять за ориентир крупный мировой бизнес, который платит налоги, выплачивает сотрудникам “белые” оклады и не нарушает закон. Владельцы этого бизнеса не претендуют на власть, а хотят заработать. Для их прихода нам нужны: более сильная защита прав инвестора, снижение коррупции, либерализация банковской сферы и финансов”, – сказал он в комментарии “Апострофу”.
Реформы и снова реформы
Реальный экономический рост невозможен без структурных реформ. Так, по словам Олега Устенко, Украина должна уйти от экспортно-ориентированной и перейти к инвестиционно-ориентированной модели роста.
“Для того, чтобы перейти к инвестиционно-ориентированной модели, Украина должна провести структурные реформы. Сейчас основная проблема для инвесторов – это не низкий уровень доходности на вложенный капитал, а очень высокий уровень риска для работы в этой стране, который частично съедает эту доходность. Все зависит от того, насколько власть готова к реформированию самой себя. И, уже это всем надоело, но основная проблема Украины в списке некачественного бизнес-климата – это высокий уровень коррупции, плохая защита прав собственности, что выражается в некачественных судах, в возможности рейдерских захватов, отсутствии нормальной антимонопольной политики”, – заявил он.
По словам Романа Шпека, Украине крайне необходима макроэкономическая стабильность, которой можно достигнуть на основе здоровой денежно-кредитной и бюджетной политики.
“Не фантазировать о необходимости заливания экономики деньгами – о каком-то эфемерном “Плане Маршалла”, а нужно создать условия для того, чтобы частные инвестиции, подчеркиваю, частные, а не только иностранные, приходили в страну. А здесь основной вопрос – об этом и Национальный банк в своих выводах пишет, и все наши кредиторы (Международный валютный фонд, Всемирный банк) – это защита прав инвесторов. Все, что касается работы судов, правоохранительных органов. Без изменения инвестиционного климата, защиты прав инвесторов никто сюда с большими проектами не придет”, – сказал он.
Структурные реформы должны решить такие важные проблемы, как увеличение уровня доходов населения, увеличение емкости внутреннего рынка, поскольку без внутреннего рынка мы не достигнем устойчивого экономического роста.
“При этом в основе должно стоять увеличение производительности труда, а не просто рост выплат. Производительность труда и конкурентоспособность производства, предприятий, экономики в целом должны быть в основе, но без создания равных условий это невозможно, и здесь возникает вопрос детенизации, отказа от схем оптимизации, от вывода средств в офшоры”, – подчеркнул Шпек.
Крайне важно, чтобы действия власти были последовательными и прогнозированными, а также вызывали доверие у людей.
В качестве примера Шпек привел сотрудничество с МВФ. “Мы сейчас говорим о том, что программа с валютным фондом завершается, а мы получаем лишь половину средств. И в то же время никто не думает, как выполнить предыдущие обязательства по ускорению реформ, и все называют какие-то другие проекты – имени Маршалла или какие-то еще”, – подытожил специалист.