Мнения экспертов разделились: пока одни считают, что это очередные «качели», другие уверены, что падения национальной валюты уже не избежать.
НБУ снова ослабил гривню: на 16 марта официальный курс доллара вырос на 36 коп., а курс евро – на 37 коп. Обменки долго уговаривать не пришлось: многие из них опять легко пересекли психологическую отметку, установив курс продажи 27-27,20 грн за доллар.
По мнению финансового эксперта FIBO Group Дмитрия Кучера, глобально на рынке ничего не изменилось: НБУ по-прежнему не справляется с обеспечением повышенного спроса на валюту. Вот то, что курс две недели держался ниже отметки 27, – это действительно удивительно.
– Притока наличного доллара в страну катастрофически не хватает, – говорит эксперт. – Следовательно, у регулятора есть только два выхода: либо продолжить распродавать золотовалютные резервы для погашения волнений на валютном рынке, либо принять факт того, что намеченные показатели инфляции не будут выполнены. Продавать ЗВР – это заведомо проигрышный вариант, который успокоит рынок лишь на короткое время. Что касается второго варианта, то регулятор может и вовсе самоустраниться от регулирования курса и пустить все на самотек, так как увеличения поступлений налички в ближайшее время не ожидается.
Дмитрий Кучер считает, что падение гривни продолжится, поскольку причин для ее укрепления просто нет. Страна не развивает экономику, бизнес уходит из страны, экспорт снижается и в результате падает валютная выручка. Если деньги кредиторов по-прежнему будут использоваться на проедание, а не на кредитование бизнеса, все проблемы останутся, и курс 40 не станет сюрпризом.
При этом ведущий эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB Андрей Шевчишин считает, что то, что мы наблюдаем сегодня, – это все же не рост, а валютные качели. Причина тому – так называемый «тонкий рынок» с небольшими объемами торгов. Таким образом, любой перевес продавцов или покупателей приводит к резкому изменению тенденции. Кроме того, не следует забывать еще об одном существенном раздражителе – отсутствии политического консенсуса в украинской «премьериаде».