В Москве газовый контракт с Украиной воспринимают как «крючок», на который удалось поймать большую рыбу.
Такое мнение высказал журналист Виталий Портников.
«Казалось бы, российские представители должны быть заинтересованы в подписании нового контракта с Киевом по европейскому образцу – контракта, который не позволил бы украинской стороне апеллировать к арбитражу, а «Газпрома», наоборот, позволил бы получать свои деньги. Но происходит нечто прямо противоположное. Это Украина и Европейский Союз предлагают подписать новый контракт, а «Газпром» хочет оставить старый.
Почему? Ответ на это вопрос прост. Для Кремля газ – это не только прибыль, это еще и оружие. Энергетическое оружие. И если доходы от нефти используются прежде всего для наполнения бюджета и продление срока существования неэффективного режима Путина, то газ – это средство для давления на соседние страны, это зависимость от Москвы. Нефть – это экономика. Газ – это политика», – считает Портников.
По его словам, Россия «посадила» Украину «на крючок».
«В Москве газовый контракт с Украиной воспринимают как «крючок», на который удалось поймать большую рыбу. Поэтому и готовы нести потери, судиться в арбитраже, вести переговоры. Потому что уверены – рано или поздно, во всяком случае после окончания строительства «Северного потока -2» крючок сработает. Нужно только подождать.
В Кремле и ждут. Следующую встречу представителей Украины, России и ЕС министр энергетики России Александр Новак предложил провести в мае. Расчет понятен: Москва просто не хочет разговаривать до президентских выборов в Украине. Если победит Юлия Тимошенко – тогда появляется надежда, что новый президент просто не захочет пересматривать контракт, связанный с ее собственными договоренностями и ловушка захлопнется. Если же расчет намерений Тимошенко окажется неверным или действующему главе государства Петру Порошенко удастся сохранить свою должность, тогда Россия просто будет продолжать тянуть время до окончания строительства «Северного потока-2»», – считает Портников.
Он также убежден, что никаких других намерений у Москвы нет, все ее планы «укладываются в одно короткое слово – шантаж».