«Уралвагонзавод» - яркий пример бедственного положения, в котором оказался весь ВПК РФ и который будут из последних сил вытягивать из болота за счёт тех средств, которые могли бы пойти на поддержание экономики.
Намедни стало известно, что президент РФ В.В. Путин подписал указ о полной и безоговорочной передаче в течение 18 месяцев “Уралвагонзавода” в лоно корпорации “Ростех”. И хотя о возможном объединении говорилось в ходе недавнего пресс-брифинга главы “Ростеха” Сергея Чемезова, факт передачи “Уралвагонзавода” был очевиден задолго до декабрьских бесед об успехах и перспективах холдинга.
Дело в том, что “Уралвагонзавод”, производитель, не имеющих аналогов в мире танков Т-90 и Т-14 на платформе «Армата», от упоминания которой дрожат стены Пентагона (то ли от страха, то ли от смеха – это ещё уточнить надо), ходил по краю уже достаточно давно. Обострение же хронических проблем предприятия, заключающихся буквально в двух словах – “денег нет”, вновь себя проявили ещё прошлой весной.
Так, в мае этого года «Альфа-банк» обращался в суд с заявлением о признании завода банкротом. В июне же прозвучал другой беспокойный звоночек – в бессрочный отпуск было отправлено 3 тысячи рабочих предприятия в Нижнем Тагиле, а также было удержано 2/3 заработной платы. И не прошло и полгода, а если точнее всего-то месяц, и «Уралвагонзавод» уже стоял на пороге кремлевских кабинетов с протянутой рукой, выпрашивая госгарантии в размере 16 млрд рублей!
А всё почему?
А всё потому, что на тот момент предприятие несло убытки и корчилось от долгов. К примеру, в 2014-м чистый убыток «Уралвагонзавода» составил 5,3 млрд руб, в 2015 было 16,4 млрд рублей убытков. Всего же, общая задолженность завода составила 202 миллиарда рублей! Но и это не самый изюм в и без того удручающей истории папы «Арматы».
Дело в том, что в 2015-м году завод недополучил более трети выручки от экспорта оружия, имевшей место годом ранее. Так, выручка от продажи техники военного назначения у предприятия уменьшилась с $1,545 до $1,01 млрд, в процентном соотношении – на 34,34%.
Что же, в правительстве РФ иного выхода не смогли найти, кроме как передать конвульсирующее тело завода на попечительство «Ростеха», который в свою очередь в 2015-м году показал чистую прибыль размером в 99 миллиардов рублей. То есть, иными словами, холдинг, который представляет собой хоть какой-то островок стабильности в океане высокодуховного финансового коллапса, нагрузили обузой, долг которой превышают чистую прибыль холдинга, а недочёт от экспорта составляет треть этих самых доходов «островка».
Что же, «Уралвагонзавод» умрёт не сразу. Его смерть будет продолжительной и мучительной, заключающейся в умерщвлении гражданского сектора предприятия, с максимальным сохранением жизнедеятельности военного сегмента. Но вот в этом-то вся соль! «Уралвагонзавод» как яркий пример того бедственного положения, в котором оказался весь ВПК Российской Федерации и который будут из последних сил вытягивать из болота за счёт тех средств, которые могли бы пойти на поддержание экономики. И, в конце концов, конвульсирующая обуза утянет на дно за собой всех.