Многомиллиардные вложения "Роснефти" в нефтегазовые проекты в иракском Курдистане находятся по угрозой после референдума о независимости курдов, который вызвал жесткий ответ федеральный властей Ирака.
В четверг глава иракского миннефти Джаббар аль-Луайби заявил, что Багдад считает незаконными любые нефтегазовые сделки, заключенные с курдской автономией в обход официального правительства.
“Безответственные заявления зарубежных компаний о намерении подписать контракты с некими сторонами в географических границах страны (Ирака – ред.) без ведома федерального правительства и министерства топлива являются наглым вмешательством во внутренние дела Ирака и нарушением национального суверенитета”, – цитирует аль-Луайби IraqiNews.
Заявления министра прозвучали несколько часов спустя после того, как “Роснефть” объявила о подписании соглашения с правительством Курдистана о разработке 5 нефтяных блоков за 400 млн долларов.
У курдской автономии нет полномочий заключать такие соглашения, подчеркнул аль-Луайби: с точки зрения конституции и права любые сделки, связанные с инвестициями в нефтяные и газовые ресурсы и их разработкой, могут заключать только правительство и министерство в Багдаде.
В общей сложности с начала года “Роснефть” вложила в сделки в Курдистане 3,6 млрд долларов, подсчитал Reuters: деньги укрепили позиции властей автономии на фоне кризиса в отношениях с федеральным правительством, который закончился вводом войск на прошлой неделе, взявших под контроль нефтяные месторождения в провинции Киркук.
Из этой суммы 1,2 млрд долларов пришлось на кредит, который находящаяся под санкциями компания выделила курдам для латания дыры в бюджете – он, как и в случае с Венесуэлой, был оформлен в виде предоплаты за поставки курдской нефти.
Еще 1,8 млрд долларов “Роснефть” вложила в покупку 60-процетной доли в трубопроводе мощностью 0,7 млн баррелей в день, по которому курдская нефть поставляется на экспорт, сообщили Reuters источники, близкие к сделке.
“Багдад долго закрывал глаза на то, что Курдистан ведет самостоятельную торговлю нефтью и газом. Но Эрбиль (столица Курдистана) первым нарушил правила игры. Попытка проведения референдума о независимости обострила давний конфликт”, – говорит ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Коротаев.
Это ставит “Роснефть” и все компании, которые заключали соглашения напрямую с Курдистаном, в очень сложное положение, считает он: “Международное право, если дело дойдет до судебных разбирательств, будет на стороне официального правительства Ирака”