«Россия - наш враг номер 1, и Сноуден - всего лишь вершина айсберга», - уверен обозреватель Foreign Policy Джон Аркилла.
В ходе предвыборной кампании осенью 2012 года Митт Ромни подвергся незаслуженной критике за то, что назвал Россию «главным геополитическим противником» США, говорится в статье. Кандидат-республиканец обратил внимание на то, что российское руководство ясно дает понять: его интересы зачастую не совпадают с интересами Соединенных Штатов.
«В глаза бросается сегодняшняя шумиха по поводу готовности Москвы принять находящегося в бегах Эдварда Сноудена, однако возрождающееся противостояние заметнее и важнее в Сирии», – считает журналист. Россия срывает любые попытки получить благословение ООН на военную операцию и в то же время снабжает режим Асада широким ассортиментом вооружений.
Понимание стратегического мышления русских в отношении Сирии поможет оценить их подлинную геополитическую мощь на мировой арене, уверен автор статьи. По мнению Аркиллы, мотивы и цели России в сирийском конфликте вложены друг в друга наподобие матрешки.
Прежде всего, Кремль не хочет давать даже молчаливого согласия (как в случае с Ливией) на проведение военной операции. В то же время русские хотят сохранить свою зацепку в Средиземном море – сирийский порт Тартус.
«Однако в более широком стратегическом плане Москва рассматривает Сирию как западную опору антисуннитской арки из дружественных стран в регионе, который, несмотря на смещение Америки в Тихий океан, остается важнейшим в мире», – выдвигает предположение журналист. Речь идет об арке” которую формируют шиитские страны Ближнего Востока: Сирия, Ирак и Иран.
«Соблазн спросить, как поступил бы Митт Ромни, велик – и я призываю его высказаться на сей счет – с учетом того, что высказанные им в ходе кампании опасения о российском противостоянии интересам США во многом сбылись», – пишет Аркилла.
Сам журналист делает три вывода. Во-первых, необходимо помешать победе России в Сирии – путем увеличения военной помощи повстанцам или через открытие мирных переговоров. Во-вторых, необходимо поддержать иракских суннитов, которые выступают против поддерживаемого Тегераном шиитского правительства. Наконец, необходимо предоставить Ирану гарантии того, что США не будет добиваться смены режима, если Тегеран откажется от разработки ядерного оружия, говорится в статье.
Митт Ромни оказал большую услугу, напомнив, что по прошествии десятилетий с момента окончания холодной войны великие геополитические державы по-прежнему играют большую роль, считает обозреватель. «Осознание этого факта может многому научить и должно лежать в основе стратегического планирования, – резюмирует Аркилла. – Пренебрежение этой простой истиной ведет к разорительному краху».