"Проводя саммит "большой двадцатки" важнейших министров финансов и глав эмиссионных банков, Москва может чувствовать себя политической сверхдержавой... Японию в проекте саммита предупреждают об опасности валютной войны, Европу призывают укрепить валютный союз, а Вашингтон - решить проблемы с госбюджетом.
Благодаря высокой цене на нефть Россия обладает сбалансированным бюджетом, госдолг составляет 11,8% ВВП и поэтому недостоин внимания, рубль стабилен», — пишет Хольгер Цшэпитц в Die Welt. Все идет как нельзя лучше, однако рынки показывают совершенно другую картину, продолжает он: биржа Москвы оценивается ниже, чем биржа Пакистана, страна страдает от бегства иностранных инвесторов, не доверяющих ей, несмотря на стабильность госфинансов, и на Давосском форуме «мастер спекуляции Джордж Сорос в открытую призвал избегать России».
Акции московской биржи, продолжает Цшэпитц, продаются за пятикратную сумму их прибыли, а это меньше половины средней стоимости ценных бумаг других стран с пороговой экономикой. «Соотношение курса/прибыли в 5,22 ставит российские ценные бумаги в один ряд с государствами с нестабильной экономикой: Украиной, Пакистаном или Аргентиной», — пишет Цшэпитц.
По словам большинства экспертов, продолжает автор, инвесторов отпугивает недостаток правовой безопасности и непредсказуемое политическое руководство. «Многим пришлось узнать, что выгодные оценки акционерных обществ ничего не дают, если у их акционеров, по сути дела, отбирают собственность. Постоянные вмешательства Кремля изгнали не только иностранный капитал. Многие россияне тоже не доверяют своему правительству и предпочитают вывозить деньги из страны», — пишет Цшэпитц.
По его словам, «эксперты, правда, видят небольшой прогресс, но страна находится в тупике. Причиной этому не что иное, как высокая цена на нефть. Благодаря доходу колоссальная империя может прожить, не проводя реформы. Фатальность ситуации в том, что в случае слишком сильного падения цены на нефть стране не хватит денег на жесткие реформы».
По словам экономиста Natixis Патрика Артуса, «капитал притягивает в основном сырьевой сектор, от чего страдает остальная промышленность». Артус добавил, что в долгосрочной перспективе это ведет к деиндустриализации.
Кроме того, «в хрупком процессе реформ регулярно происходит регресс». Так, например, «Роснефть» после скупки ТНК-BP контролирует более 40% российского нефтепроизводства; по словам руководителя отдела Deutsche Bank по стратегии на рынках стран с пороговой экономикой, это сигнализирует о том, что государственные вмешательства в экономику будут продолжаться. По его словам, низкая оценка акций напрямую связана с этим. В первую очередь это, по словам Цшэпитца, проявляется в отраслях государственного интереса, например, в горнодобывающей промышленности и в энергетике.
Цшэпитц отмечает, что год для российской биржи начался удачно: индекс РТС с января вырос на 4%, «куда больше остальных стран с пороговой экономикой». Ежемесячный опрос Bank of America также показывает, что менеджеры инвестиционных фондов стали относиться к России благосклоннее. Однако, по словам одного из них, Россия рассматривается как «чисто тактический рынок», и работа с ним активизируется, «когда готовность к риску и цены на нефть повышаются».