Широкомасштабные проверки в российских офисах таких НКО, как Amnesty International и "Мемориал", а также немецких фондов - имени Фридриха Эберта в Москве и имени Конрада Аденауэра в Санкт-Петербурге - вызвали громкий резонанс в немецкоязычных изданиях.
Ханс-Хеннинг Шрёдер пишет в Handelsblatt в статье под заголовком “Путин на национал-патриотическом курсе”, что кампания разворачивается по указке сверху. Кампания по запугиванию НКО – иначе ее и не назовешь – “является частью национал-патриотической и направленной против западного влияния политики, которую с мая 2012 года проводит путинская администрация”, полагает автор. Эта политика, говорится далее, в настоящее время широко пропагандируется в российском обществе. Даже в своем послании к нации российский лидер сделал акцент не на конкретных социальных и экономических проблемах, а на величии России и патриотизме. Помимо новых законов о демонстрациях, клевете, ужесточении цензуры в интернете, преследовании лидеров оппозиции, помимо борьбы с иностранной собственностью и требований к деофшоризации страны, в этом русле идет и новый закон об НКО, обязывающий финансируемые из-за рубежа организации получать статус иностранного агента, говорится в статье.
“Вообще, боязнь шпионов – такая же отличительная черта России, как водка, Дед Мороз и хамство милиции”, – утверждает Михаэль Штюрмер, корреспондент Die Welt, в материале “Русские играют с доверием к демократии”. “Сегодня они придут в Amnesty International, Фонды Фридриха Эберта и Конрада Аденауэра, а завтра куда-нибудь еще”.
Проведение подобных акций, продолжает Штюрмер, российские власти (да и не только российские) охотно поручают нижестоящим инстанциям, не разбирающимся в большой политике и проявляющим при этом чрезмерное усердие, поэтому “поощряемое сверху” недоверие не знает границ, говорится в статье.
“Русским кажется унизительным, когда им читают мораль из Берлина, Вашингтона или других западных столиц”, – подчеркивает журналист Die Welt: Владимир Путин неоднократно – как на камеру, так и в приватных кругах – выказывал неудовольствие по этому поводу. А потому, уверен автор материала, непосредственным исполнителям бояться нечего. “Главное – не переусердствовать”.
Обозреватель Frankfurter Allgemeine Райнхард Везер считает, что Россия постепенно превращается в диктатуру. “С момента возвращения Владимира Путина в президентское кресло можно наблюдать, как авторитарный режим, мирившийся с многочисленными вольнодумцами, пока вопрос о власти не стоял открыто, постепенно обретает черты диктатуры”. “Обыски в ряде НКО наглядно свидетельствуют, в каком направлении шагает великан”. Однако пока что, пишет Везер, Россия еще не стала диктатурой, поскольку “есть СМИ, в которых критикуют власти, есть легальная оппозиция и даже гражданское общество”.
Кстати, нынешняя тактика, отмечает далее обозреватель, схожа с мерами, которые применяли в отношении лидеров массовых протестов против нечестных выборов. “Для запугивания есть налоговая полиция с прокуратурой, а для создания нужной точки зрения – прогосударственный канал “НТВ”, набрасывающийся на противников Путина в лучших традициях советской травли инакомыслящих”.
Нанесли визит российские правоохранители и в правозащитную организацию “Мемориал”. Как рассказала в интервью немецкой Tageszeitung Светлана Ганнушкина, член правления “Мемориала”, очевидно, государство “воспринимает нас (правозащитные организации) в качестве угрозы”. “Власти регистрируют рост недовольства в российском обществе и пытаются свалить вину на нас”. В результате получается, что “наш имидж сильно страдает”. У закона об иностранных агентах, уверена Ганнушкина, лишь одна функция – пропагандистская. “А с помощью проверок власти еще больше подогрели настроения против нас”.
Аналогичного мнения придерживаются еще несколько представителей организации. Арсений Рогинский, слова которого цитирует журналист Frankfurter Allgemeine Михаэль Людвиг в своей статье под названием “Москва придумывает себе новых врагов”, убежден, что политическое руководство России “вновь активирует ради своих политических целей и так крайне популярный в российском обществе стереотип “Везде враги”. Как известно, истерика по этому поводу зашкаливала в сталинские времена, существенно спала в 1990-е годы, но возвращается в политический арсенал властей при Путине. А делается это, как говорится в материале “Путин наклеивает на немцев ярлык иностранных агентов” корреспондента Die Welt Юлии Смирновой, для того, чтобы “отвлечь население от действительно важных проблем”.
Действия российских властей, пишет Северин Вайланд на страницах Der Spiegel, в Берлине восприняты с неодобрением. МИД Германии выразил через российского посланника Олега Красницкого “озабоченность Федерального правительства ФРГ в связи с целенаправленными мероприятиями против ряда неправительственных организаций, в том числе немецких”. Внешнеполитическое ведомство Германии подчеркнуло, что препятствование работе немецких фондов “может привести к долгосрочному ухудшению российско-немецких отношений”. Неприемлемыми действия российских властей также назвали уполномоченный Федерального правительства Германии по вопросам сотрудничества с Россией Андреас Шокенхофф и представители немецких партий, говорится в статье.