Почему протесты против фильма «Невинность мусульман» и публикации карикатур на пророка Мухаммеда в ряде мусульманских стран перерастают в погромы.
Демонстранты в пакистанском городе Пешавар подожгли два кинотеатра и здание Коммерческой палаты. Рядом с Исламабадом был атакован военный гарнизон. Есть человеческие жертвы. Закрыты французские посольства в 20 мусульманских странах, включая Египет, где на прошлой неделе демонстранты залезли на стену американского посольства и сорвали американский флаг. В ряде стран американские посольства также закрыты. Но в Малайзии, например, демонстрация прошла абсолютно мирно, хоть и была многочисленной.
Почему ничем не примечательный и с трудом подпадающий под категорию профессионального фильм вызвал столь мощный взрыв ярости? Есть ли историческое, религиозное или политическое объяснение, почему это происходит в мусульманском мире и не происходит в странах с другой религией. Британский военный историк, журналист и писатель пакистанского происхождения Тарик Али полагает, что Запад сам создал это чудовище.
– Надо задать вопрос, почему эти карикатуры и фильмы начали появляться только в данное конкретное время? Почему ничего подобного в прошлом веке не появлялось? Ответ – потому что мусульманский мир оккупирован Соединенными Штатами и их союзниками, что создало атмосферу исламофобии. Иногда это либералы, но чаще всего правые или ультраправые, кто считает за благо провоцировать экстремистов на Ближнем Востоке. Они это делают только для этого, никакого отношения к свободе слова это не имеет. А мусульмане реагируют на это по тем же причинам, по которым эта продукция производится. Они чувствуют, что их страны оккупированы, они злятся, арабский мир в состоянии хаоса. И они реагируют на это. Невозможно отделить это от политики.
– Общее утверждение, что изображать пророка Мухаммеда антиисламски. Насколько это правда, а в какой степени миф, созданный экстремистами?
– Подвергать сомнению пророка Мухаммеда недозволительно. Это форма идолопоклонства пророка, которая на самом деле противоречит духу Ислама, который однозначно выступает против идолопоклонства. Люди реагируют на эти нападки на пророка как на нападки против их собственной культуры. Они знают, что их провоцируют, и они поддаются на эти провокации. В прошлом я писал, что лучший способ остановить все это – не замечать, игнорировать. Но мир сейчас слишком быстро меняется.
Французский мыслитель, специалист по Исламу, Ближнему Востоку и Центральной Азии Оливье Руа полагает, что насилие вызвано отнюдь не столкновением цивилизаций, а региональной политикой.
– Вопрос не в Исламе, вопрос в политической повестке дня. Сейчас на Ближнем Востоке сложился своего рода треугольник. Арабская весна, салафитское движение, которое выступает за вооруженный джихад и жесткую интерпретацию Ислама и про-иранская коалиция. И салафиты, и иранцы пытаются использовать все, что может повернуть арабскую улицу против Запада и подорвать как арабскую весну, так и умеренную суннитскую коалицию, выступающую против Ирана. Именно поэтому суннитская коалиция, в которую входят Саудовская Аравия, Турция, Египет и страны Персидского залива выступают резко против вмешательства Ирана в дела Ближнего Востока. У этой коалиции общий интерес – не допустить появления у Ирана ядерной бомбы. Так что иранцы пытаются разбить эту коалицию, призывая арабскую улицу выступать против правительств. Это не вопрос столкновения цивилизаций или подобной ерунды, это политика.
– Почему свобода слова – в форме фильмов, книг, изобразительного искусства – критически воспринимающая Ислам, вызывает в мусульманском мире столь ярую нетерпимость?
– Все зависит от страны. Критиковать можно в Турции, например, а в Египте это делать уже сложновато. Опять-таки, все зависит от политики. Когда правительство пытается заручиться поддержкой салафитов, возникает проблема с критикой. А когда правительство нейтрально или демократично настроено, то таких проблем нет. Так что вопрос в том, насколько демократизация откроет дорогу свободе слова. Ведь есть коалиция салафитов и консерваторов, которая выступает против как свободы слова, так и демократизации. Так что опять-таки, все связано с нынешней эволюцией мусульманского мира.
– Некоторые аналитики полагают, что яростные протесты против фильма – показатель более широких антизападных настроений в мусульманском мире. Какую роль в этом играют местные проблемы населения с Западом, и в особенности, с Соединенными Штатами?
– С протестами выходит незначительное меньшинство. Например, 2 тысячи салафитов в Тунисе или 190 – в Париже. Это политически мотивированно. Это просто политика. Если бы мусульманский мир был настроен против Запада, то на улицы выходили бы миллионы людей. А сейчас – только тысячи. Это попытка создать мираж.