Среди рисков для России аналитики указывают сохранение «вялых» темпов необходимых структурных реформ. В пользу этого, по их оценке, говорит сохранение ключевых властных полномочий у администрации президента Владимира Путина и правительства Дмитрия Медведева
Главной проблемой российской экономики является ее зависимость от экспорта сырьевых ресурсов, в частности нефти. Кроме того, на экономике России негативно сказывается чрезмерное государственное регулирование, системная коррупция и нежелание администрации президента Владимира Путина проводить структурные реформы.
Об этом пишут аналитики агентства Standard & Poors (S&P) в докладе, обосновывающем нынешний уровень кредитных рейтингов России (BBB — в иностранной валюте и BBB+ — в национальной). Двумя другими ключевыми негативными факторами они называют узкую базу экономического роста и зависимость от сырьевого сектора экономики.
Прогрессу на пути повышения потенциала долгосрочного роста и устойчивости экономики к внешним потрясениям препятствует ряд ограничений структурного характера, включая значительную роль государства в экономике, неблагоприятный деловой и инвестиционный климат, системную коррупцию и низкий уровень конкуренции внутри страны.
В этой ситуации аналитики агентства не ждут от России высоких темпов роста в среднесрочной перспективе: ВВП, по их прогнозам, в 2013-2015 гг. будет увеличиваться лишь на 3,5% в год. Доминирующую роль в российской экономике по-прежнему будет играет сырьевой сектор. При этом S&P отмечает, что Россия продолжает страдать от «значительных» потерь налоговых поступлений из-за того, что «некоторые» российские сырьевые компании переводят прибыль в «налоговые оазисы», особенно на Кипр.
«По всей видимости, сырьевые доходы России поступают на Кипр через зарегистрированные в этом государстве офшорные компании, которые приобретают нефть и другие сырьевые товары в России по ценам ниже рыночных, затем продают их по рыночной цене, а прибыль переводят на Кипр. Таким образом, вместо того чтобы платить налоги в России, компании делают это на Кипре», — пишут аналитики агентства. По их оценке, в результате объем экспорта оказывается занижен в среднем до 5% ВВП в год.
Среди политических рисков для России аналитики указывают низкую вероятность изменения политического курса и как следствие сохранение «вялых» темпов необходимых структурных реформ. В пользу этого, по их оценке, говорит сохранение ключевых властных полномочий «преимущественно» у администрации президента Владимира Путина и в меньшей степени у правительства премьер-министра Дмитрия Медведева.
«Мы не ожидаем от властей существенного изменения курса и решительных мер по урегулированию структурных проблем, поскольку состав политической элиты практически не изменился после выборов. Более того, учитывая очевидное снижение популярности политических лидеров, о котором свидетельствуют протесты, мы полагаем, что власти могут не захотеть осуществлять чувствительные и потенциально болезненные реформы», — пишут аналитики S&P.
При этом прогнозирование дальнейшего политического курса России, по их мнению, осложняется борьбой различных интересов и групп влияния в правительстве. «Полагая, что президент Путин по-прежнему играет доминирующую роль в российской политике, мы тем не менее не думаем, что он сможет формировать политический курс исключительно по своему усмотрению», — отмечают они.