"Рок-звезда среди российских оппозиционеров" Алексей Навальный дал интервью Welt am Sonntag
“Я живу с тем, что меня в любой момент могут посадить, – признался политик. – Для России это не что-то из ряда вон выходящее. Все активисты, которые участвуют в политике или жизни гражданского общества, привыкли к тому, что их в любой момент и без всяких оснований могут взять под стражу. Большинству из них приходится хуже, чем мне, потому что я своего рода звезда. Мне повезло. Меня не очень просто арестовать и задавить. Гораздо хуже тем, кто борется с коррупцией на уровне местной власти. Им угрожают, их избивают и сажают в тюрьму – и ни один иностранный корреспондент об этом в жизни не напишет”.
“Владимир Путин использует коррупцию в качестве важнейшего элемента своей политической системы. Путин очень хорошо понимает, что без взяток и взяточничества он уже не сможет контролировать эту страну, элиты этой страны, а значит, своих друзей, – убежден Навальный. – Меня очень расстраивает, что Путин пользуется Европой как частью коррумпированной российской системы. Вот смотрите: российские чиновники крадут деньги в России, но отмывают их в Европе, причем используют для этого европейскую банковскую систему. У нас есть все доказательства, что это не инвестиции. Эти люди нарушают европейские законы. А Европа это все игнорирует… Никто не хочет ссориться с Путиным. Многие рассуждают так: возможно, Путин злой, но мы его хотя бы знаем и умеем с ним обращаться. Это абсолютно неправильная логика, но она может служить объяснением того, как ведет себя Европа”.
“Без нас в России не было бы оппозиции, – заявил блоггер. – Я выступаю не только в интересах либеральной части нашего общества. Я уверен: мы можем найти общий язык с большинством россиян. Последние выборы показали, что многие россияне хотят перемен. Система работает не для них, они от нее устали… Если мы в условиях политического давления и при короткой избирательной кампании смогли получить почти 30% [голосов], то мы можем стремиться и к большинству. Именно это мы и будем делать”.
Перемены в обществе, которые благоприятствуют реализации его плана, на взгляд Навального, уже происходят: “Перед выборами мы чувствовали, что симпатии многих на нашей стороне, но это были скрытые симпатии. Между тем люди перестали прятаться. У нас недавно был большой ужин с представителями бизнес-сообщества. К моему удивлению слово взял Павел Васильев, топ-менеджер государственного “Сбербанка”. Он сказал, что после работы раздает в метро наши листовки. Я был поражен – он вообще не боялся. И ничего ему не было”.
О политических перспективах своего движения в случае, если вынесенный ему приговор все же вступит в силу, собеседник Welt am Sonntag сказал: “Это было бы плохо, потому что я утратил бы право участвовать в выборах. Но я никуда не денусь в любом случае. Если есть партия Навального, это не значит, что в списке должен быть сам Навальный. Тут дело не во мне. Мы организуем нашу работу как раз так, чтобы ничего не изменилось, если меня не будет”.