Визит украинского премьера Арсения Яценюка в Соединенные Штаты совпал по времени с поездкой российского президента Владимира Путина в Италию. И это, конечно же, не просто совпадение. Это еще и возможность напомнить о себе союзникам.
Соединенные Штаты все это время занимают куда более жесткую, чем европейцы, позицию по отношению к российским действиям в Украине. А вот Италия постоянно стремится “понять” Путина и дать ему возможность выйти из ситуации, сохранив лицо.
Оба визита проходят сразу же после саммита “большой семерки” в замке Эльмау. Итоги этой встречи, зафиксировали, что изменения позиций относительно украинского кризиса у представителей развитых индустриальных стран мира – а среди них были и президент Соединенных Штатов, и премьер-министр Италии – не произошло.
В этом смысле у Барака Обамы для Арсения Яценюка хорошие новости, а у Маттео Ренци для Владимира Путина – плохие. Потому что если еще недавно Кремль мог рассчитывать на смягчение санкций, то теперь должен бороться за то, чтобы их не ужесточали. А это – совсем другая задача.
Но возможность сохранения лица, конечно же, остается. Если Путин действительно хочет его сохранить. Сам факт его поездки в Италию – как и то, что администрация Путина настойчиво добивалась не только переговоров с руководством этой страны, но и визита в Ватикан – говорит о том, что Кремль нуждается в прекращении конфронтации с Западом, хочет произвести впечатление “миротворца” и ищет “слабое звено” среди западных лидеров.
Ясно, что руководители Греции или Венгрии, у которых и без России экономических проблем по горло, не будут оказывать противодействия санкциям и после гордых выступлений в поддержку Москвы присоединятся к другим странам ЕС. А вот у итальянского премьера возможностей больше.
Но Маттео Ренци на встрече в Германии никак не проявил особой позиции по отношению к украинскому кризису. Да, по большому счету, у него ее и нет. А есть – чуть более благожелательное, чем у других лидеров “семерки”, отношение к Путину, продиктованное прежде всего экономическими интересами.
Но для того, чтобы Ренци превратился в “адвоката дьявола”, Путин должен предоставить ему такую возможность. То есть выступить с предложениями, которые изменят саму ситуацию на востоке Украины. И прекратить войну, а не пугать ее продолжением и расширением. Готов ли российский президент к такому повороту на самом деле, не узнает даже Папа Франциск, не то что премьер-министр Италии.