Российский президент будет продолжать держаться у власти, пока не исчерпает все конституционные возможности, чтобы оставаться в Кремле.
Пишет Нина Хрущева, правнучка Никиты Хрущева, декан факультета «Международные отношения» университета New School в Нью-Йорке, старший научный сотрудник Института мировой политики, руководитель проекта «Россия».
На самом деле явная подготовка России к сирийскому сценарию началась еще в июле-августе. Башар Асад был ослаблен на тот момент, и в Москве очень опасались, что его могут свергнуть, тогда в Сирии начнется то же, что и в Ливии после полковника Каддафи.
Так что россияне планировали вмешаться в Сирию и, по сути, начали подтягивать войска на базу в Тартусе в конце августа. Соответственно, когда американцы говорят о том, что не ожидали такого поведения, это, скорее, относится к тому, что США продолжают предостерегать российского президента от определенных действий, но тот их игнорирует, что каждый раз оказывается сюрпризом для США. Нежелание Путина сотрудничать очень злит американское руководство.
Я годами говорю о том, что в ответ на попытки его изолировать Путин попытается показать, что он незаменим, что «Россия – не региональная сила», как сказал Барак Обама после аннексии Крыма. Он демонстрирует, что он важен и что его нужно воспринимать всерьез.
Прошлое Путина в КГБ, несомненно, имеет значение. Его прошлое определяет его образ мышления, тягу к скрытности. Меня всегда удивляло в Путине, что он одновременно и тверд, и скрытен. И это многим людям сложно понять: с одной стороны, он очень склонен ко лжи, но с другой – он часто напрямик говорит, что собирается делать. Риторика Путина и его действия очень взаимосвязаны, а потому не должны становиться сюрпризом. Тем не менее, Запад раз за разом оказывается не готов.
Путин – политический игрок. И пора понять, что он действительно готов идти на большие риски. Российский президент не из тех, кто будет действовать осторожно.
Кроме того, Россия – бюрократическое и иерархическое политическое образование. Когда мы сейчас называем Путина новым царем, это запоздалая реакция, поскольку он был им если не с 2000-го, когда был впервые избран президентом, то с 2004 года, когда начался его второй срок, уж точно. Дмитрий Медведев, являющийся сейчас премьером, придерживал для Путина президентское кресло с 2008 до 2012 года, когда Путин занимал премьерский пост. По сути, они просто менялись местами. В том или ином качестве Путин правил страной 15 лет подряд, так что новый царь, по сути, не такой уж и новый.
Главная идея Путина в том, что Россия – великая страна и может делать все, что угодно, ради своих интересов, ради того, чтобы утвердить свою великую позицию в мире. Идеологически Путин очень умно сумел поставить россиян на тропу войны. Если их попросят отказаться от многих удобств, они теперь пойдут на это, но готовили их к этому исподволь.
Россияне как нация готовы пожертвовать многим, чтобы сохранить «величие» России и Путина в качестве царя, поскольку в обществе сейчас бытует позиция, что без Путина все будет еще хуже. Я не думаю, что это продлится долго, но какое-то время такое положение будет сохраняться. Путин крайне заинтересован в том, чтобы сохранить его как минимум до 2024 года, когда технически у него исчерпаются все конституционные возможности для того, чтобы оставаться в Кремле.
Это ужасный, но интересный феномен – Путин, по сути, займет место между Сталиным, который был при власти 30 лет, и Брежневым, который правил 20 лет.