В докладе, выполненном по запросу президента США о стратегии страны в области ядерных вооружений, самой существенной и реальной угрозой указана РФ. Она состоит в агрессии против Украины и потенциальной опасности для Европы.
Пока история с докладом о “кремлевском списке” обрастает все новыми, порой — невероятными подробностями, хотелось бы отметить два аспекта, косвенно касающиеся этой темы, но вполне характеризующие происходящее. Если об одном из них говорить не принято и любое обсуждение этой темы вызывает у американцев бурную реакцию, то второй, проявившийся почти синхронно, просто никто не заметил в пылу нешуточных баталий на Холме. В отличие от американцев, мы можем порассуждать на эти темы спокойно и без лишних эмоций.
Первый аспект связан с тем, что Трамп лихорадочно пытается откреститься от тех событий, которые его хоть как-то привязывают к Путину и РФ вообще. Как он это делает – вопрос другого порядка и американцы с этим разберутся самостоятельно, благо дело – там есть кому разбираться. Но с другой стороны, надо понимать, что именно там стоит на кону.
Казалось бы, в истории США были различные примеры потрясений на самом верхнем этаже власти. Мало того, законодатель предусмотрел надежный механизм компенсации, в случае утери легитимности первым лицом. Существует достаточно хорошо прописанная процедура отстранения президента от власти, работу которой могли видеть те, кто помнит времена второй каденции 42-го президента США Билла Клинтона и его злоключений с Моникой Левински. В общем, по своей сути, это была неприятная, но все же – бытовуха. Там разбираются и с такими вещами, в случае публичного обвинения. То есть, президент США не имеет комплекса иммунитета, которым обладают наши гришины, пуштуны и прочие. Будь у Клинтона такой ништяк, он послал бы куда подальше Монику, ее платье и рассказ про слоника. Но там таких замечательных привилегий нет, а потому – действующему президенту стали задавать вопросы о его уроках игры на саксофоне, которые он давал в своем Овальном Кабинете, практикантке Монике Левински. Все было хорошо и даже мелодраматично до того момента, пока Клинтона не уличили во лжи под присягой. Заметим, с этого момента, сама Моника, ее платье и пятна на нем, отошли на второй план, а на первый вышла его ложь под присягой.
С этого момента сработал предохранительный механизм и запустилась процедура импичмента, впрочем, не доведенная до логического завершения, в связи с тем, что действующий президент таки признался в том, что Моника не всегда дула именно в саксофон, покаялся и поклялся больше такого не повторять.
В общем, там решили не портить статистику и не отправлять его на дембель раньше срока. Тем более, что оставалось ему уже совсем немного.
Заметим, что если бы процедура была доведена до логического завершения и президент был бы отстранен от власти, то в тот же момент к присяге был бы приведен вице-президент, и в принципе – ничего страшного не произошло бы и не было утеряно управление страной и ее вооруженными силами. Эти процедуры были выписаны давно и находятся в постоянной готовности для реализации.
Весь комплекс этих норм и правил придает стабильность и предсказуемость самой верхушке американской власти. Но действительно в серьезных ситуациях, когда оглашение всего, что привело к импичменту президента, могло бы подорвать имидж государства и веру граждан в свою верховную власть, лучше уходить в отставку самостоятельно, не дожидаясь решения об этом Конгресса.
Так произошло с 37-м президентом США Ричардом Никсоном, кстати, во время предвыборной компании, и дело было связано с прослушкой оппонентов в знаменитом теперь на весь мир отеле Уотергейт. Кстати, выдвигался он от республиканской партии, что не может не вызывать неких аналогий. В общем, когда вскрылись факты грязной игры, в отношении партии оппонентов, сработал тот самый механизм запуска процедуры импичмента. Похоже на то, что доказательства были собраны настолько убедительные, что Никсону пришлось уходить самостоятельно, чтобы не утопить свою партию и не покрыть позором США – оплот демократии и законности. Кстати, этот случай оказался единственным, когда президент ушел со своего поста по собственной инициативе, хоть и под давлением обстоятельств.
В случае с теми вещами, которые оппоненты приписывают действующему президенту США, речь идет и о грязной игре с оппонентами и с публичной ложью по ключевым вопросам. Но в отличие от двух приведенных примеров, наверное не удалось получить убедительных доказательств, подобным утверждениям. Будь это иначе, процедура импичмента уже работала бы.
Но в случае с Никсоном скандала удалось избежать потому, что уйдя в отставку, он избавил страну от позорного публичного перетряхивания, взамен под него перестали копать и вся история плавно заглохла, а страна двигалась дальше. Однако суть обвинений, выдвинутых в отношение Никсона, касалась вопросов сугубо внутренней жизни США. В случае с действующим президентом картина другая. Обвинения, хоть и не формализованные, но касаются отношений с представителями высшего руководства страны – вероятного противника. Причем, именно противник и осуществил вмешательство во внутренние дела США, причем в самую деликатную их часть – процесс выборов президента.
Просто представим на минутку, что эти обвинения базируются на железных фактах, имеющих доказательную силу. В таком случае, генпрокурор, руководство Конгресса и другие лица, уполномоченные ставить вопрос об импичменте, безусловно, должны провести закрытые переговоры, с президентом и предложить уйти самостоятельно, не доводя дела до публичного разбирательства. В случае с Никсоном, такое предложение можно и нужно принимать, но при текущей постановке вопроса, тихо уйти не получится. Все равно надо пояснять о характера своих связей с противником, ибо президент – носитель самых серьезных государственных тайн и секретов и если бы удалось подтвердить его контакты с органами разведки или руководством весьма не дружественной страны, то следовало бы внести ясность в характер этих отношений тогда и наличие их уже в должности президента. Все это имеет настолько неприятный запах, что может кончится не просто плохо, а очень плохо.
Именно поэтому и идет драка в Вашингтоне. Ведь нельзя исключать и такой вариант, что Москва сейчас ведет игру на смещение Трампа. Несколько месяцев назад из Кремля уже раздавались предложения о том, что могут предоставить записи разговоров Трампа в Москве. Очевидно, что игра может вестись как в одном, так и в другом направлении. В связи с этим довольно любопытным выглядит второй аспект, о котором мы упоминали в начале статьи. Он остался совершенно без внимания, и не только у нас, но и в Штатах, насколько об этом возможно судить из количества публикаций по теме.
Речь идет о 74-страничном докладе, выполненном по запросу президента США о стратегии страны в области ядерных вооружений. Он был опубликован в прошедшую пятницу, практически одновременно с разразившимся скандалом вокруг “Кремлевского списка”. Американская пресса описывает его как довольно любопытный документ. Есть подозрения, что в публичную его часть вошло отнюдь не все, но и это довольно интересно.
Речь в нем идет как о самих ядерных вооружениях США, так и о тех угрозах, которые это оружие призвано сдерживать или компенсировать. Что касается технической части, то Трамп считает достаточным 1500 боеголовок, предусмотренные договорами об ограничении стратегических вооружений и отмечает, что вероятные противники, по имеющимся сведениям, не ведут наращивания собственных арсеналов боеголовок. Тем не менее, средства доставки должны быть модернизированы в соответствии с теми вызовами, с которыми сталкиваются Штаты. В связи с этим на модернизацию ЯО планируется истратить не менее 80 млрд. долларов, что по данным доклада больше, чем тратят РФ и Китай, на эти же цели, вместе взятые. Причем, в срочном порядке подлежат модернизации ракеты для подводных лодок, а вслед за этим, будет профинансирована программа создания новой крылатой ракеты повышенной дальности, для доставки ядерной боевой части к цели.
Это само по себе говорит о расширении возможностей ядерного потенциала, но куда более интересно выглядит раскладка угроз, в связи с которыми и планируется истратить такое количество средств.
Понятно, что в первую очередь речь идет о КНДР и ее ядерной программе. В докладе просто записано о том, что Пхеньян не сможет применить ЯО против США. Это можно понять так, что задокументированная попытка применить ЯО против Штатов, станет основанием для ответного ядерного удара.
Но как самая существенная и реальная угроза, в докладе указана РФ. Причем, там отмечено, что федерация не стремится к увеличению численности ядерных боеприпасов, но угроза от нее состоит в агрессии против Украины и потенциальной угрозе Европе. То есть, именно действия РФ заставляют Штаты подтягивать возможности своего ядерного потенциала, до состояния эффективной достаточности сдерживания агрессии Москвы.
Еще раз, этот доклад увидел свет одновременно и с докладом Минюста США.
Этот доклад как-то совсем не попадает в категорию “обнимашек” с Москвой, но она названа основной угрозой и точкой приложения возможностей ЯО и механизма компенсации агрессии. Это – официальная позиция, а не рассказы бывших сотрудников ФСБ, ныне живущих в США. В общем, как только из картины выпадает некий существенный элемент, вся композиция разрушается. Мы вернули один из таких ключевых моментов. Возможно, вне поля зрения осталось еще что-то, но даже это – существенно меняет все впечатление от картины.