Чешский журналист и общественный деятель поражен успехами украинцев и утверждает, что мы – на правильном пути.
Эксклюзивное интервью ТВі с чешским журналистом, общественным деятелем, профессором университета Нью-Йорка в Праге Томашем Клвани:
“Я был удивлен увидеть на Майдане очень похожую атмосферу, которая царила во время Бархатной революции в 1989 году в Чехословакии. Конечно, это было 25 лет назад, когда я еще был одним из лидеров студенческого движения. Тогда нам удалось достичь своих целей ненасильственным способом – это то, чего, к сожалению, не смогли сделать участники киевского Майдана. Но, вспоминая те времена, я вас уверяю – мы и понятия не имели, что все будет мирно. У нас были серьезные основания ожидать кровавого подавления наших выступлений со стороны полиции и армии. И мы были готовы к повторению событий на площади Тяньаньмэнь в Китае. Как раз за полгода до Бархатной революции наши активисты вернулись из Китая и рассказывали о кровавом разгоне китайских революционеров, поэтому, с одной стороны, мы знали, что с нами может быть, а с другой, мы пытались избежать ошибок китайского восстания. Но тогда мы и понятия не имели, чем все завершится. Вам, к сожалению, не так повезло. И главное, чем украинский Майдан отличается от Бархатной революции, – тем, что вы не смогли избежать жертв.
Несмотря на большое количество жертв, вы смогли достичь впечатляющих успехов. Я поражен, что вам удалось достичь таких больших результатов. Сложно было представить, что режим Януковича падет так быстро. Конечно, мы не знаем, что происходило за кулисами, но ваши успехи впечатляют, и не только меня. Впереди трудности переходного периода, но бесспорно то, что вы – на правильном пути.
Люстрация сыграла ключевую роль в демократизации Чехословакии. Она не дала остаться при власти бывшим партийным функционерам или людям, которые сотрудничали со спецслужбами. Часть из них были верны Москве, другими было легко манипулировать из Москвы. Поэтому они не имели права управлять новой страной. Кроме того, таким образом мы подали сигнал миру, в том числе и России, что никому не позволим вмешиваться в наши дела. Конечно, все это стало возможно, когда мы раскрыли тайные архивы. На чем может базироваться люстрация в Украине – надо думать. Очевидно, что она не может быть нацелена на всех членов Партии регионов, потому что, в конце концов, она не сыграла такую же ужасную роль в истории Украины, как коммунистическая партия. Но что вы точно можете сделать, так это провести люстрацию с помощью выборов – и просто не дать мандат на управление страной тем политикам, которые запятнали себя коррупцией, убийством или преследованиями людей.
Я бы посоветовал быть реалистами в своих ожиданиях. Лучше всего рассматривать весь этот политический процесс в динамике. У вас есть новый состав правительства, то есть политики, есть пресса и есть гражданское общество, которое должно выполнять чрезвычайно активную роль. Потому что политики слишком коррумпированы, чтобы очистить сами себя. Пресса может быть слабой, потому что ее владельцы не захотят играть по новым правилам. Но общество должно держать руку на пульсе и следить за тем, что делает правительство. У вас будут чрезвычайно важные выборы в мае. Не смотрите, кто в правительстве – смотрите, что они делают. У нас после Бархатной революции к власти пришло правительство, которое наполовину состояло из диссидентов и наполовину – из коммунистов. Люди были очень недовольны. Но через полгода это переходное правительство исчерпало себя и к власти пришли уже новые, более уместные люди.
Надо понимать природу Европейского Союза, прежде чем иметь какие-то чрезмерные ожидания или разочарования относительно него. ЕС – это не супергосударство, это не единое государство с единым центром принятия решений. Как бы кто не говорил и как бы не казалось извне, но Евросоюз – это 28 суверенных государств, которые решили совместно решать часть вопросов. И в случае Украины они просто не могли действовать быстрее или более радикально, ведь речь идет о согласовании каких-то действий, хотя бы и санкции всеми почти тридцатью странами. Ведь спешка ведет к ошибкам, а Европа не желает ошибаться или нарушать принципы демократии. Тем более, что каждая страна имеет свои собственные экономические или политические интересы. В то же время, если Украина идет демократическим, а значит и европейским путем, у нее точно будет поддержка ЕС”.