Последние новости
Сегодня
22 ноября 2024

Загадка “человека Трампа в Москве”, – Politico

27 сентября 2016, 16:05
no image

В марте Дональд Трамп откликнулся на требование газеты The Washington Post, которая "взяла его на слабо", и огласил очень краткий список своих советников по внешней политике, пишет в статье для Politico журналистка Юлия Йоффе. "Их было всего пять, хотя Трамп сказал: "У меня их намного больше". Список озадачивал: то была случайная выборка безвестных и сомнительных экспертов", - говорится в статье.

В частности, был упомянут некий Картер Пейдж. Заглянув в интернет, журналисты обнаружили, что Пейдж – основатель и управляющий партнер инвестфонда Global Energy Capital, который, по его словам, имеет многолетний опыт инвестиций в Россию и сектор энергетики. Тогда The New York Times написала, что Пейдж “будет консультировать Трампа на темы энергетической политики и России”.

Йоффе пишет, что это ее заинтриговало. Она несколько лет работала корреспондентом в Москве, регулярно туда ездит, поддерживает контакты с множеством российских друзей. “И все же, хотя в России круг бизнесменов-экспатов довольно тесно, никто из тех, с кем я разговаривала, вообще не слыхал о Картере Пейдже”, – пишет она.

“Я не слышал о Картере Пейдже, пока его имя не появилось в прессе”, – сказал неназванный видный западный бизнесмен, более 20 лет проработавший в бывшем СССР.

“Но кто-то, видимо, слышал, – продолжает Йоффе. – В пятницу Yahoo News сообщило, что разведка США проверяет Пейджа в связи с гипотетическими связями по “неформальным каналам” с российскими лидерами. В этом материале вновь всплыло имя персонажа, который практически исчез из избирательного штаба Трампа. Вновь возник вопрос: “Кем, собственно, себя окружает Дональд Трамп?”

В период праймериз стало очевидно, что в сфере внешней политики Трамп отчаянно нуждается в помощи лучших консультантов. В интервью он перепутал курдов с иранским корпусом “Аль-Кудс”, не смог объяснить разницу между “Хизбаллахом” и “Хамасом”, а также не опознал имени лидера ИГИЛ (террористической группировки, запрещенной в РФ. – Прим. ред.). Между тем видные эксперты-республиканцы начали ругать Трампа в прессе или публично подписывать антитрамповские манифесты. Кто же вызвался стать его советниками?

“И тут на сцену выходит 44-летний Картер Пейдж, имеющий степень доктора философии и диплом бизнес-школы, утверждающий, что имеет опыт работы в России и в энергетике. Но, как я быстро обнаружила, его не знали ни специалисты по России, ни специалисты по энергетике, ни специалисты по российской энергетике”, – пишет автор. “Кроме того, Пейдж, как я с удивлением выяснила, похоже, почти неизвестен в избирательном штабе самого Трампа”, – добавляет она.

“Зато я откопала следующее: хотя Пейдж, возможно, не помогает Трампу, Трамп оказал Пейджу большую помощь. После того как Трамп назвал его в числе советников, Пейдж, который на протяжении своей карьеры пытался организовать сделки в энергетической сфере в России и бывшем СССР, наконец-то был замечен в регионе. В России с ним обходятся как с человеком, у которого потенциально важные связи в Америке”, – продолжает автор. “Он чрезвычайно хорошо информированный, авторитетный эксперт по вопросам России”, – сказал прокремлевский обозреватель, официальный представитель “Роснефти” Михаил Леонтьев. “Если верить материалу Yahoo, разведка США полагает, что во время поездки в Москву этим летом Пейдж имел аудиенцию с высшими российскими официальными лицами, в том числе с главой “Роснефти” Игорем Сечиным. Судя по тому, что я смогла о нем выяснить, трудно вообразить, как бы он мог добиться этих встреч, если бы Трамп его не упомянул”, – пишет Йоффе.

В марте Bloomberg восхваляла “тесные связи” Пейджа с “топ-менеджерами “Газпрома”. В августе The Washington Post изобразила его как теневого воротилу, у которого есть потенциально ценные связи в России, в том числе сомнительные.

“Пейдж подогрел все это, выступая с примечательными заявлениями. В том числе, на закрытой встрече верхушки внешнеполитического истеблишмента в Вашингтоне в июне он сказал, что Путин как лидер лучше Обамы”, – говорится в статье. В июле, на церемонии в Российской экономической школе в Москве, он в своей речи осудил внешнюю политику США за “лицемерие”. Российское телевидение стало частенько цитировать его слова.

Йоффе заключает, что бездумные заявления Трампа не только провоцируют споры в “Твиттере”, но и создают новую породу “инсайдеров”, которые якобы вхожи в окружение Трампа, но не допущены в его “святая святых”.

“И все же кто-то обращает на это внимание. Когда я начала изучать фигуру Пейджа, мне взялись звонить двое не связанных между собой специалистов по “корпоративной разведке”, которые, по их собственным словам, раскапывают разнообразные сомнительные связи Пейджа с разнообразными сомнительными россиянами. Один из специалистов работает на несколько неназванных спонсоров Демократической партии; другой отказался отвечать, кто навел его на след Пейджа. Оба утверждали в разговоре со мной, что ФБР расследует деятельность Пейджа в связи с тем, что он якобы встречался с Игорем Сечиным и Сергеем Ивановым (последний до недавнего времени возглавлял администрацию Путина, оба включены в санкционный список), когда ездил в Москву в июле, чтобы произнести ту речь”, – продолжает автор.

Сам Пейдж не ответил на просьбы Йоффе об интервью.

Тогда журналистка решила искать его следы в Москве, опираясь на его биографию, опубликованную на сайте его фонда Global Energy Capital. “На первый взгляд это было резюме многообещающего игрока”, – пишет автор. В биографии говорится, что Пейдж семь лет проработал в Merrill Lynch. “Он провел три года в Москве, где отвечал за открытие офиса Merrill и был консультантом по ключевым сделкам “Газпрома”, РАО “ЕЭС” и др.”, – сказано в биографии.

Однако человек, который вел переговоры с “Газпромом” в тот период, – Иэн Крейг, главный управляющий Sakhalin Energy в 2004-2009 годах, сказал, что не знает никакого Картера Пейджа, а также удивился новости о предполагаемом участии Merrill Lynch в сделке.

Зато россияне из РАО “ЕЭС” вспомнили Картера Пейджа. “Его прозвали stranichkin”, – сказал Артем Торчинский, работавший в финансовом отделе компании. “Дело было в 2007 году, Merrill Lynch проводила андеррайтинг одной из частей РАО “ЕЭС”, и Торчинский обижался на Пейджа и других сотрудников Merrill Lynch: Торчинский и команда из компании делала всю работу, а Пейдж и его команда заявлялись, чтобы проводить презентации”, – передает журналистка.

Бывший начальник Пейджа в московском отделении Merrill Lynch, Сергей Алексашенко, сказал, что Пейдж “не был ни великим, ни ужасным”. Он добавил, что Пейдж “не был специалистом по каким-либо областям финансов или каким-либо инструментам”. Он также “не производил впечатления интеллектуала или высокообразованного человека, или человека, который хоть как-то интересуется внешней политикой и разбирается в ней”, сказал Алексашенко.

Между тем, по словам автора, последние несколько лет Пейдж называет себя экспертом по внешней политике и пишет для журнала Global Policy Journal (Дархэмский университет).

В итоге у Йоффе появились две противоречащие друг другу версии о характере и биографии Пейджа. Первая состояла в том, что у Пейджа “долгая история сомнительных сделок с непрозрачными и могущественными силами, у которых туго набитая мошна и глубокая обида на Запад”.

Но эта версия как-то не вязалась с рассказами тех, кто был знаком с Пейджем.

Его инвестфонд зарегистрирован в Покипси, на адрес его отца. Указанный на визитках Пейджа адрес на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке – адрес коворкинг-офиса.

Йоффе сообщает, что попыталась проверить слухи о Пейдже, полученные от корпоративных детективов: “что его поездку оплатил “Альфа-банк” в качестве услуги Кремлю, что Пейдж встретился в Москве с Сечиным и Ивановым; что теперь ФБР проверяет его из-за этих встреч, так как на Сечина и Иванова наложены санкции за российское вторжение на Украину”.

Петр Авен, один из основателей “Альфа-банка”, сказал: “Я не знаю этого человека”. “Я даю им деньги, я не знаю, как они их тратят, кого приглашают, когда приглашают, понятия не имею”, – добавил он, имея в виду Российскую экономическую школу.

“Вы занимаетесь онанизмом, – сказал Леонтьев, когда я спросила, встречался ли Пейдж с Сечиным. – Это брехня. Просто брехня. Чтобы даже задавать такой вопрос, вы должны понять, кто такой Сечин. С ним вообще трудно назначить встречу. Это нелепо”.

С расследованием ФБР ничего не понятно, продолжает Йоффе. “Но вот что, видимо, произошло: несколько разведслужб США выясняли, как Пейдж провел время в Москве, а потом провели брифинг для лидера сенатского меньшинства демократа Гарри Рейда”, – пишет автор. Затем Рейд написал директору ФБР, попросив его расследовать, не встречался ли неназванный советник Трампа с “высокопоставленными физическими лицами, на которых распространяются санкции”.

Неназванный сотрудник штаба Трампа сказал в интервью Йоффе: “Картер – не Распутин, а обманка, используемая для отвлекающего маневра. Он никогда не встречался с Трампом, никогда его не консультировал. У него ноль влияния”.

Итак, вторая версия Йоффе гласит, что Пейдж – не блистающий талантами, не очень удачливый человек, который попытался извлечь выгоду из ситуации, в которой оказался.

Неназванный советник Трампа утверждает, что зимой сопредседатель штаба Кловис начал составлять список потенциальных советников. Многие приходили к нему сами. Пейдж – “просто человек из списка. Трамп взглянул на список и сказал: “Он советник”. И теперь он [Пейдж] выдаивает из этого все, что может”, – заявил источник.

“По словам одного сотрудника аппарата Конгресса, информированного о брифингах разведслужб по поводу поездки Пейджа в Россию, “встречи действительно были, это установленный факт. По-моему, расследование скорее касается того, что на них произошло”. Но, сказал мне источник по собственной инициативе, остается неясным, что это вообще значило. “Вопрос не только в том, встречался он с ними или нет, нет, рассматривается вопрос посерьезнее: что, собственно, происходит, черт подери? – сказал сотрудник. – Действует ли он как посредник таким образом, что это противоречит интересам национальной безопасности Америки? Сознательно или бессознательно, я бы добавил. Вот что трудно понять в данной связи. Делает ли он это с вредоносными намерениями, либо тут просто действуют ребята, которым хочется пожить в романе Ле-Карре? Либо ими манипулируют гораздо более умные люди из Кремля?”

“Возможно, россияне прощупывают через Пейджа избирательный штаб Трампа, но Пейдж, должно быть, наверху блаженства. Как-никак, встреча с повелителем российской энергетики – несбыточная мечта потенциального инвестора, пытающегося пробиться в мире российской энергетики. И мечта вошла в категорию возможных, когда в марте Трамп произнес имя Пейджа”, – говорится в статье.

Американская пресса уже несколько месяцев пытается понять Пейджа и экс-руководителя штаба Трампа Пола Манафорта, а через их фигуры разобраться, пытается ли Путин их руками уничтожить Америку и кто такой Трамп – марионетка Кремля или просто удобная пешка, и есть ли разница между марионеткой и пешкой, отмечает автор.

“Похоже, никакой разницы нет в мире Трампа, который чем-то похож на мир Путина: воды источника истины мутны и переполнены намеками. Все остальное неважно. Правда ли, что Путин вмешивается в ход наших выборов и массированно подрывает фундамент западной демократии? Или он делает очень мало – лишь бы внушить нам, что он вмешивается, и тем самым обрести могущество, которое ему дано только потому, что мы приписываем ему эту силу?” – пишет Йоффе.

Все статьи