3 августа в Баку состоялась церемония встречи контейнерного поезда «Nomadexpress» сообщением Шихэцзы (КНР) – Достык – порт Актау (Казахстан) – порт Алят – Кишлы (желдорузел Баку, Азербайджан.).
Данный маршрут открыт в рамках реализаций Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) и программы «Новый Шелковый путь».
Контейнерный поезд проделал путь более 3500 километров через Казахстан и Каспийское море за 5 суток. Со станции Достык поезд направился в порт Актау, где был загружен на паром, затем переплыл через Каспийское море в азербайджанский порт Алят, откуда взял путь на станцию Кишлы (окрестности Баку).
Как заявил на торжественной церемонии вице-премьер правительства Азербайджана А. Шарифов, прибытие из Китая в Азербайджан первого контейнерного поезда – событие, которое участники проекта ждали с нетерпением с 1998 года, когда было подписано Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия (ОМС ТРАСЕКА).
Вице-премьер отметил, что новый Транскаспийский маршрут для доставки груза свыше 1700 тонн каустической соды занял шесть дней, тогда как раньше аналогичные грузы перевозились альтернативными маршрутами за 25-40 дней через порты Бендер-Аббас и Поти. Ожидается, что второй контейнерный поезд, который проследует по маршруту Китай–Казахстан-Азербайджан-Грузия–Турция, планируется отправить в сентябре этого года.
В связи с успешным вводом в эксплуатацию ТМТМ возникает вопрос: каким образом Россия, как потенциально крупнейшая транзитная страна с Транссибом, к тому же участвовавшая на первых порах в проработке вопросов Шелкового пути и ТРАСЕКИ оказалась «вне игры».
Получается, что российско-китайские переговоры, в том числе на высшем уровне, оказались безрезультативными и китайские товары пойдут в Европу в обход России. Можно рассуждать сколько угодно о медлительности в российско-китайском взаимодействии, на что любят указывать российские «эксперты-китаисты», или же о «неблагодарных» казахах и азербайджанцах и всех остальных бывших собратьев по СССР.
Но факт остается фактом: путинский режим своим амбициозным, великодержавным подходом, идефиксом о России, как отдельном мировом полюсе, к тому же с «исторически обусловленными правами» на постсоветское пространство привел к тому что, обширные пространства России оказались никому не нужными.
Пока Путин занимался политическими играми, строя свой проект Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) в пику Евросоюзу (хотя это не помешало ему слизать ЕС-овскую модель), Пекин в сотрудничестве с заинтересованными странами, на которые, якобы, распространяются интересы Кремля, спокойно и планомерно реализовывал весьма рентабельный транзитный проект.
Несмотря на такое развитие событий Путин, несмотря на явные экономические потери России, продолжает разыгрывать свою «евразийскую карту» и полагает, что китайский Новый шелковый путь и ЕАЭС будут сопряжены друг с другом. Эту весьма спорную маниловскую идею как попугаи повторяют некоторые российские прокремлевские эксперты, считая, что китайцы готовы приступить к созданию общего, Единого экономического пространства (ЕЭП).
Путин очень надеялся на майскую этого года встречу в Москве с Си Цзиньпином, с которым планировалось обсудить эти вопросы. Однако никакого прорыва в этом вопросе не произошло: китайское руководство прекрасно понимает истинные задумки Путина и вряд ли пойдет на уловки Кремля втянуть Пекин через ЕЭП в политические проекты, направленные против Запада, прежде всего США.
Как видим, за красивыми разговорами о мировых полюсах, центральной роли России в «евразийской архитектуре» и набивших оскомину «законных интересах» России в странах бывшего СССР, «вместе с водой выплеснули и ребенка». Как показывает проект ТМТМ, Россия теряет свои позиции в государствах Центральной Азии и Каспийского региона и будет постепенно вытесняться с этих рынков китайскими товарами и услугами, а также других стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
В этих условиях Кремлю ничего не остается, как умерить свою спесь и изучать опыт экономических связей постсоветских республик с КНР. При этом этот опыт может быть полезен только в том случае, если Путин перестанет делать вид, что Россия – великая держава.
А пока что «дорогой друг» Си Цзиньпин прислал очередной подарок «дорогому другу» Путину.