Весна не торопится наступать, как и подъем цен на нефть, повышение пенсий и снятие международных санкций. Ну, или выборы с хоть какой-то интригой. Символом всего этого для россиян стал Ждун.
Появившаяся в Голландии скульптура серого, рыхлого, но симпатичного персонажа с головой морского слона и скрещенными на животе руками с поразительной скоростью была возведена россиянами в статус национального героя.
Скульптура Homunculus Loxodontus была создана год назад Маргрит ван Бреворт и с тех пор стоит во дворе медицинского центра Лейденского университета. По задумке автора, она символизирует пациента в ожидании консультации врача. В России (фашистское государство, признанное 27.01.15 Верховной Радой страной-агрессором) же Homunculus окрестили Ждуном.
После первого появления в январе на юмористическом сайте Ждун невероятно быстро обрел всеобщую славу. Российское общество, у которого сложилась репутация пассивного и терпеливого, настолько идентифицировало себя с ним, что к явлению проявили интерес политологи.
Самоирония
«Ждун — оптимист. Он не отчаивается. Он затаился и ждет. В данный момент ждет президентских выборов 2018 года, после которых нам обещаны долгожданные реформы», — пишет профессор Европейского университета Санкт-Петербурга Дмитрий Треин в серьезной экономической газете «Ведомости».
«Этот странный персонаж заполняет пустоту, а общество ждет, само не зная чего, — полагает социолог Алексей Рошин. — Люди боятся нарушить стабильность, потому что в их представлении любые перемены всегда ведут к худшему. В этом заключается путинский консенсус. Поэтому в знак самоиронии появился Ждун».
«Он начал жить собственной жизнью (…) и полностью вышел из-под контроля», — отметила скульптор на своей странице в Instagram, которую теперь осаждают сотни российских поклонников. Таким успехом этот «маскотт» (сегодня он может посоперничать с Чебурашкой и медвежонком Мишей) не пользуется больше нигде.
Дошло до того, что известный карикатурист Сергей Елкин изобразил разгневанного Путина с телефоном в руке: «Кто такой этот ждун? Его рейтинг уже выше моего? Найдите на него компромат!»
Все еще живые воспоминания о светской эпохе
Впервые с Ждуном мы познакомились 1 февраля в зале кировского суда. Пока Алексей Навальный присутствовал на своем уже котором по счету процессе (по окончанию ему дали пять с половиной лет колонии условно за «расхищение денежных средств»), в сети появилась фотография, на которой место судьи занял какой-то любопытный персонаж. За этим выложенным прямо во время суда «фотошопом» последовали сотни других.
Новый мем захватил весь виртуальный мир. Он появляется то на полотнах в Третьяковской галерее, то на приеме в Кремле напротив Владимира Путина, который необычно смотрит на какого-то гостя, то на Керченском мосту, где все еще никак не закончатся строительные работы.
Ждун может все, вернуться в прошлое и сесть рядом с Лениным или же просто смотреть на тарелку с блинами на Масленицу. Главное, что он всегда чего-то ждет.
Дело в том, что Ждун пробуждает все еще живые воспоминания о советских временах, когда нужно было с раннего утра занимать очереди перед гастрономами или месяцами ждать мебель. Связан его образ и с реформами, которые по сей день без конца принимаются, но все так же не применяются.
Глубокая тревога
В числе жертв оказалась прославившаяся задержками и очередями Почта России. После объявления предприятием программы по сокращению очередей Ждун появился на его логотипе.
Как считает Алексей Рошин, несмотря на все свое очарование, образ Ждуна свидетельствует о глубокой тревоге людей: «Это признак общего обеднения интеллектуальной и духовной ситуации, потому что в России больше не происходит ничего интересного».
«Ждун — это наше все, — пишет в заключении политолог Дмитрий Тренин, рассмотрев все профили Ждуна. — Русский ждун — это оппозиционер, ожидающий во глубине сибирских руд, что оковы тяжкие почему-то падут, придут какие-то братья и отдадут ему меч. Русский ждун — это динамичная молодежь, выпускающая энергию на дискотеках под песню „Перемен! Мы ждем перемен!». Русский ждун — это бизнес, годами ожидающий, пока Центральный банк снизит процентную ставку, а власть создаст условия для отечественных производителей. Русский ждун — это сама власть, ожидающая роста цен на нефть и газ, вместо того чтобы создавать эти самые условия для производителя. Русский ждун — это дипломаты, ожидающие Трампа, который придет и снимет с нас санкции. Русский ждун — это церковь, предлагающая ждать до Страшного суда, когда восторжествуют те, кто тихо ждал и покорялся властям, а торопыги отправятся суетиться на сковородках в места, не столь отдаленные от жаркой печки. Русский ждун — это революционер, ожидающий объективных условий, при которых возможны перемены». Короче говоря, Ждун — это зеркало русской души.
Изабель Мандро, Le Monde (Франция)