В среду президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в третий раз за последние девять месяцев был с визитом у Путина.
“И этот иллюзорный поворот к России – не что иное, как попытка сбить с толку Запад”, – уверен политический обозреватель швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung Кристиан Вайсфлог. Сейчас Эрдоган “действует с позиции более слабой стороны и делает то, что часто во внешней политике делают многие авторитарные правители, а именно – противопоставляет иностранных партнеров друг другу ради сохранения собственной власти. Более того, флирт с Россией не повредит и тому, чтобы сохранить интерес к себе со стороны Запада, несмотря на враждебную демократии внутреннюю политику Турции”.
К тому же Турция, будучи членом НАТО, открыто думает о покупке у России систем ПВО С-400. “По сути это подсознательная угроза Западу, что у Турции в военном плане есть альтернативные партнеры”, – отмечает журналист. Да и в экономическом плане Анкара в предыдущие месяцы, как говорится далее, искала сближения с Россией. В частности, был реактивирован план строительства подводного газопровода “Турецкий поток” и ускорено строительство российской АЭС на территории Турции.
Как бы то ни было, все эти проекты “не могут скрыть того, что между двумя странами имеются серьезные разногласия по поводу сирийского конфликта”. Это, как говорится далее, стало очевидно после инцидента с уничтожением российского бомбардировщика над Сирией в конце 2015 года. Тогда введенные Москвой санкции против Анкары вынудили Эрдогана извиниться. Но даже несмотря на последовавшее примирение Кремль до сих пор не отменил все санкции.
В итоге, чтобы унять Путина после того инцидента, Эрдоган сейчас отказался от своей первостепенной цели свергнуть сирийского президента Башара Асада. В ответ турецкая армия получила от Москвы “зеленый свет” на наступление против террористической организации “Исламское государство”* на севере Сирии, благодаря чему Турция может вбить клин между территориями сирийских курдов на западе и востоке.
Сейчас Эрдоган хотел бы продолжить свое наступление и атаковать территории, находящиеся под контролем “Демократических сил Сирии” (Syrian Democratic Forces). Там решающее слово остается за курдскими “Отрядами народной самообороны” (YPG), которых в борьбе с ИГИЛ* поддерживают США. При помощи борьбы с YPG Эрдоган хочет в зародыше уничтожить курдское государство. “Но пока что ему не удается расположить для этого Россию”, – подчеркивает автор статьи, отмечая, что у сирийской курдской партии PYD есть представители в Москве, а с недавних пор Россия обучает боевиков YPG в курдской провинции Африн.
“Поэтому многочисленные встречи и заверения в дружбе между Путиным и Эрдоганом – это не очень хороший измеритель прочности поверхностного партнерства”, – заключает автор.