Чешские аналитики считают, что для отмены санкций против России у переизбранного президента страны нет ни возможностей, ни оснований
В субботу 27 января в Чехии завершились президентские выборы. С перевесом менее, чем в три процента, главой Чешской Республики повторно избран известный своими пророссийскими и прокитайскими симпатиями Милош Земан. За него отдали свои голоса 51,37% чешских избирателей. Проевропейски ориентированного конкурента Земана Иржи Драгоша во втором туре поддержали 48,63% чехов, имеющих право голоса.
Явка во время проходившего 26 и 27 января второго тура, составила 66%.
Политические обозреватели отмечают, что Земана поддержали в основном на востоке Чехии и в Моравии, тогда как Драгоша предпочли избиратели центральных округов и самой Праги. Кстати, такое же разделение электоральных симпатий наблюдалось и пять лет назад, когда в Чехии впервые избирали главу государство всенародным голосованием. Напомним, что в январе 2013 года Милош Земан набрал во втором туре 54,8% голосов избирателей, а его соперник – бывший министр иностранных дел Чешской Республики Карел Шварценберг – 45, 19%. Таким образом, несмотря на повторную победу Земана, можно говорить, что за пять лет его популярность несколько снизилась.
«Отношения с союзниками в НАТО и ЕС останутся прежними»
Редактор чешской газеты “Hospodářské noviny” Ондржей Соукуп считает, что победа Милоша Земана имеет больше психологическое значение, чем практическое. «Это – продолжение наметившегося тренда на отрицание изменений», – подчеркнул он в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
«Во внешней политике Чехии, где президент имеет ограниченное влияние, ничего не поменяется. Он и дальше будет делать какие-то пророссийские и прокитайские заявления, хотя внешнеполитическую линию определяет правительство», – напоминает Ондржей Соукуп.
Что же касается внутриполитической ситуации, то в настоящее время премьер-министр Чехии Андрей Бабиш пытается сформировать правительство, в то время как возглавляемая им партия ANO (“Akce nespokojených občanů” – «Акция недовольных граждан») – получила лишь 76 кресел в парламенте Чехии из 200. «Учитывая, что в избирательном штабе Земана в день второго тура видели председателя социал-демократической партии Чехии, вероятно, будет сформировано правительство большинства, либо Земан и Бабиш попытаются договориться с социал-демократами о поддержке правительство меньшинства», – полагает редактор газеты “Hospodářské noviny”.
При этом Ондржей Соукуп считает, что во внешней политике, скорее всего, будет продолжен прагматичный курс. «И если торговые отношения с Россией составляют примерно 2% внешнеэкономического оборота, то нет никакого резона проводить более пророссийскую политику. Соответственно, мне кажется, что отношения с союзниками в рамках НАТО и Евросоюза, останутся, в принципе, прежними», – подытоживает чешский журналист.
«Милош Земан считает, что победитель забирает все»
Обозреватель чешской газеты Právo Александр Митрофанов полагает, что вторичное избрание Земана имеет и символическое значение для окружающего мира, и практическое для граждан республики. Вспоминая события осени 1989 года (то есть падение к коммунистического правительства тогдашней ЧССР ходе «бархатной революции») Митрофанов говорит, что, по его мнению, Чехословакия просто стала «предпоследней костью в восточноевропейском эффекте домино», когда одно за другим в результате народного давления свергались все прокремлевские режимы внутри «Варшавского договора» и Совета экономической взаимопомощи.
Мария Строева: «Чехия все-таки – не Россия»
Милош Земан также высказывался за снятие с России экономических санкций, введенных после аннексии Крыма и поддержки Москвой вооруженных сепаратистов в Украине. Вместе с тем Чехия неизменно голосует вместе с другими странами ЕС за продление санкций на очередные полгода, не взирая на введенные Кремлем продуктовые контрсанкции, призванные ударить по интересам товаропроизводителей из Евросоюза.
По мнению проживающей в Чехии российской журналистки Марии Строевой, делая заявления в поддержку России, Земан «зарабатывает себе очки в Кремле», ничем при этом не рискуя. «Да, в России эти заявления воспринимаются “на ура” и тут же появляются газетные заголовки, кричащие, что “завтра Чехия отменит санкции”. При этом почему-то никто не берет в голову, что они имеют дело с президентом парламентской республики, и что Земан очень ограничен в возможностях внутри Чехии», – подчеркнула Мария Строева в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
При этом, по мнению Строевой, переизбранный президент не собирается ничего менять в отношении экономических санкций против России. «Он лишь говорит: “Неплохо было бы отменить…”. А дальше, как во время теледебатов с Драгошем, он расскажет о потенциальных преимуществах российского рынка для сбыта товаров. И в этом с ним согласится любой крупный западный предприниматель. Да, Россия – огромный потенциальный рынок, но ключевое слово-то как раз “потенциальный”. И когда этот потенциал реализуется, и произойдет ли это в принципе – не знает никто», – продолжает Мария Строева. И добавляет, что внешняя политика Милоша Земана заключается в том, что «бежать по острию ножа между своими друзьями в Москве и в Брюсселе».
Что же касается убытков от российских контрсанкций, то эксперт обращает внимание на то, что в экономике Чешской Республики на экспорт в Россию приходится всего 2%. «Разумеется, в Чехии были фирмы и компании, которые ориентировались исключительно на российский рынок и активно с ним работали. Конечно, санкции им пришлись, мягко говоря, не по вкусу. И им пришлось провести большую работу, что перепрофилироваться и найти новые рынки сбыта. Это было совсем нелегко, но не было банкротств, никто не кончал жизнь с самоубийством. Т.е. это не было катастрофой, как, наверно, хотелось бы представить эту картину в России. Хотя, конечно, для такой небольшой страны, как Чехия, любые подобные изменения заметны», – констатирует Строева.
Характеризуя политическую ситуацию, складывающуюся в стране после завершившихся выборов, собеседница Русской службы «Голоса Америки» подчеркивает, что второй президентский срок Милоша Земана – последний для него. «Чехия все-таки – не Россия. Надо это четко помнить», – повторяет Мария Строева. Поэтому, не смотря на очевидный экономический подъем в стране, профицит бюджета, рост минимальных зарплат, увеличение экспорта чешских товаров за рубеж и укрепление национальной валюты, нельзя говорить, что это происходит «благодаря» президенту. «Чехия – парламентская республика. Возможности президента здесь несопоставимы с возможностями лидера непарламентской республики, не говоря уж об абсолютной монархии. И это нужно четко представлять себе, когда мы даем политическую оценку произошедшего. Конечно, у президента Чехии есть представительские функции, но его власть строго регламентирована и за ее рамки нынешний, он же вновь избранный президент, не выходил и не выйдет», – отмечает Мария Строева.
И, возвращаясь к итогам выборов, подытоживает: «Как мы видим, страна поделилась, практически, поровну. Конечно, люди старшего возраста, жители деревень и маленьких городов, а также в Моравии в основном отдавали свои голоса Земану. А на севере и северо-западе за него голосовали меньше. Это – исторически сложившееся разделение электоральных предпочтений, которое сохранилось и во время этой кампании».