Госсекретарь США Майк Помпео в интервью The Wall Street Journal опровергает мнение о том, что администрация Дональда Трампа стремится разрушить либеральный миропорядок. Цель, по его словам, - подстроить этот миропорядок под реалии XXI века, передает журналист Уолтер Рассел Мид.
Как заявил Помпео, многие из экономических и дипломатических структур, в разрушении которых обвиняют Трампа, формировались после Второй мировой войны и на тот момент «имели смысл для Америки». «Трамп с подозрением относится к мировым институтам и альянсам, которые, как он считает, больше не приносят дивиденды США», — говорится в статье.
«Когда я наблюдаю, как президент Трамп дает наставления нашей команде, он всегда спрашивает: «Как эта структура воздействует на Америку?» — рассказал Помпео. Трампа, по его словам, интересует не то, как определенное правило «могло сказываться на Америке в 1960-е, 1980-е или даже в начале 2000-х», а то, как оно укрепит мощь страны «в 2018 году и дальше».
«Свою задачу Помпео видит в попытке изменить правила, которые «больше не являются справедливыми и равноправными», и поддерживать при этом «важные исторически сложившиеся отношения с Европой и странами Азии, которые действительно являются нашими партнерами», — передает корреспондент.
Особенно напряженными стали отношения США с Германией, и Помпео указывает на две причины. В отношении низких расходов немцев на оборону он отмечает: «Важно, чтобы они продемонстрировали приверженность к обеспечению безопасности своего народа. Когда они это сделают, мы будем готовы поступить так, как нужно, и поддержать их». Что касается торговли, немцам следует «установить тарифные системы и системы нетарифных барьеров, которые являются справедливыми, основанными на взаимности».
По словам госсекретаря, более 10 лет американская внешняя политика «была сфокусирована на борьбе с терроризмом и значительно менее — на противостоянии крупных держав». «Сегодня, хотя борьба с терроризмом и остается приоритетом, геополитику все больше определяют конфликты с могущественными государствами, такими как Китай и Россия», — добавляет WSJ.
В отношении Пекина и Москвы США должны действовать напористо, но гибко, считает госсекретарь. Он видит возможности для ограниченного сотрудничества с Россией, несмотря на то, что США противостоят ее ревизионистской политике. «Мы много в чем не соглашаемся. У нас невероятно разные системы ценностей, но есть и сферы, где мы находим совпадения. Для госсекретаря это непростая задача — выявить эти области, где можно сотрудничать, и в то же время защищать Америку от худших проявлений деятельности таких правительств», — сказал Помпео.
У Трампа крайне амбициозная повестка, какой ее подает Помпео, отмечается в статье: переписать правила миропорядка в пользу Америки, вырабатывая при этом устойчивые отношения с геополитическими соперниками. Автор статьи комментирует: «Эти цели могут оказаться труднодостижимыми. Инерция в международных отношениях — это мощная сила, а институты и уже существующие соглашения зачастую непросто реформировать».
Повестка Трампа создает риск формирования глобальной коалиции, выступающей против требований США, отмечается в статье: «Попытки Америки договориться о более благоприятных торговых механизмах могут привести к тому, что Китай, Европа и Япония объединятся против США. Эта опасность усугубляется склонностью Трампа к драматическим жестам и его переменчивой манерой».
