Судя по внешнему виду, Россия уверена в себе. Коронавирус соблюдает российские иммиграционные правила, говорят в своих программах государственные СМИ. Заразились только те россияне, которые прибыли из-за границы. "Система работает".
В субботу вечером Кремль даже объявил об отправке 100 военных врачей и нескольких самолетов с медицинским оборудованием на помощь Италии, которая больше всех страдает от пандемии.
С одной стороны, у Москвы есть все основания испытывать оптимизм. На прошлой неделе количество подтвержденных случаев заражения Covid-19 устойчиво росло, но ужаса никто пока не испытывает. По состоянию на воскресенье в этой стране с ее 146-миллионным населением было всего 367 случаев заражения и одна умершая, о причинах смерти которой идут споры.
Для страны, у которой общая граница с Китаем протяженностью 4 000 км, а также значительный товарооборот и туристические связи, ситуация могла сложиться намного хуже.
Российские власти уже поздравляют себя с успешным, как они считают, вмешательством государственного здравоохранения. В пятницу кремлевский пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что Россия переломила тенденцию благодаря “своевременным мерам, возымевшим определенный эффект”.
Пока Всемирная организация здравоохранения не спорит с такой оценкой. Местный представитель этого международного органа на неделе похвалила Москву за “значительные меры”, принятые в рамках противодействия распространению коронавируса. “Они сделали достаточно, чтобы зафиксировать случаи заболевания и лечить больных по мере необходимости”, — сказала Мелита Вуйнович.
Но что именно Россия делает не так, как другие страны?
Москва определенно ввела меры контроля на границах раньше многих. 23 января российские медицинские учреждения начали измерять температуру всем тем, кто возвращался из Китая. Спустя неделю были введены ограничения на поездки, а 31 января российские власти отменили железнодорожное и пассажирское сообщение. Спустя две недели вся граница для граждан Китая была закрыта.
Россия также запретила въезд иранским, а затем итальянским гражданам, увидев, как эти страны охватывает эпидемия.
В последние две недели власти существенно ужесточили ограничения на поездки, запретив выезд в большинство стран мира. Для начала ввели двухнедельный режим самоизоляции для вернувшихся из “опасных” стран Европы и Азии. В этом Россия опередила всех. Позже список расширили, включив в него Британию и США. В среду границу практически полностью закрыли для иностранцев.
Сейчас власти переключили свое внимание на передачу вируса внутри страны. Они закрывают школы, рестораны, а с субботы все плавательные бассейны и фитнес-клубы. Идет речь и о более суровых запретах.
Некоторые местные эксперты с уверенностью говорят, что изоляции России от других стран будет достаточно для того, чтобы не допустить такого кризиса, который поразил сегодня Европу. Однако многие россияне скептически относятся к официальным сообщениям и считают, что Кремль скрывает эпидемию.
Надо сказать, что теории заговоров очень популярны среди россиян, хотя для такого недоверчивого отношения есть некоторые исторические основания. Многие помнят, как власти отрицали аварию в Чернобыле. Или как неумело они реагировали на ВИЧ, долгие годы махая на него рукой и называя “проблемой буржуазного Запада”, пока он не поразил весь бывший Советский Союз.
Критики также указывают на необъяснимый 37-процентный рост числа заболевших пневмонией в Москве по сравнению с 2019 годом. Один официальный случай смерти от Covid-19 в России также таинственным образом переквалифицировали, заявив, что 74-летняя пациентка умерла от оторвавшегося тромба еще до того, как коронавирус поразил ее легкие.
“Единственная стратегия российских властей против коронавируса — это тупо не сообщать о ней, — сказал в пятницу самый известный в России оппозиционный политик Алексей Навальный. — Пусть те, кто выздоравливает, выздоравливают самостоятельно. А те, кто не сможет — что поделаешь, не повезло. Спишем все на сердечно-сосудистые заболевания”.
Эпидемиолог Михаил Фаворов, работающий в США в Центрах контроля и профилактики заболеваний, рассказал изданию “Индепендент”, что российское правительство вряд ли активно манипулирует статистикой. По его словам, пандемия просто поздно пришла в Россию, как и в другие постсоветские страны. И пришла она из Европы, а не из Китая. Иная статистика заболеваний объясняется также спецификой режима проверок, когда по правилам в данные включают только подтвержденные случаи. Но на следующей неделе система тестирования будет существенно активизирована, и тогда ситуация изменится.
Фаворов опирается на свой многолетний опыт работы в системе здравоохранения бывшего Советского Союза и Китая. По его словам, показатели низкие, однако тенденции говорят о другом. Количество заболевших в последнее время устойчиво увеличивается, а это свидетельствует о том, что в России наступил “переход” от завезенной из-за границы инфекции к внутренней эпидемии.
“Как только число внутренних случаев заражения превысит число завезенных случаев, динамика коронавируса в России изменится”, — сказал Фаворов.
Эпидемиолог Фаворов практически не сомневается, что в России будет такая же мощная вспышка, как и везде.
Хорошая новость состоит в том, что время для нее складывается весьма удачно. Задержка массовой инфекции дает очевидные преимущества, говорит Фаворов. “Коронавирус видимо будет вести себя точно так же, как большинство респираторных болезнетворных микроорганизмов, и в летние месяцы он станет менее эффективным. Снижение вирусной нагрузки будет означать уменьшение числа серьезных инфекций”.
Мало кто из россиян верит в то, что слабо финансируемая и нелюбимая ими система здравоохранения справится с кризисом, если он в России вырастет до масштабов итальянского. Однако по некоторой информации, российская система довольно хорошо подготовлена к тому, что ждет ее впереди. В стране много случаев туберкулеза и осложнений пневмонии, а это значит, что Россия обладает хорошими возможностями для борьбы с легочными болезнями. В Москве, например, 5 000 аппаратов искусственной вентиляции легких. Это примерно столько же, сколько во всей Британии.
Советская система контроля острых заболеваний пользовалась уважением во всем мире и в периоды кризисов демонстрировала свою эффективность. Она ведет свое начало от ленинского декрета 1919 года о прививках против оспы. Это не очень деликатная система, но она способна быстро и действенно силовыми методами ввести режим изоляции. Китайская система общественного здравоохранения, с запозданием продемонстрировавшая свою ценность в Хубэе, строится на тех же принципах.
По мнению Фаворова, слабым звеном в России может стать ее политическое руководство. “Им нужно понять, что этот вирус идет на них в наступление, — сказал он. — И что это будет не единичное наступление, что будет несколько волн”.