Российская дипломатия в кризисе, вместо анализа Кремль занимается самоубеждением, и хитрые льстецы вроде Греции могут на этом неплохо заработать, сокрушается политолог Иван Преображенский.
Чего хотят руководители нового правительства Греции, сформированного преимущественно ультралевыми политиками из партии СИРИЗА?
Если судить только по их заявлениям, сделанным сразу после прихода к власти, то нынешние греческие лидеры хотят увязать выплату долгов партнерам по ЕС с ростом экономики Греции, а лучше и вовсе списать большую часть национального госдолга.
Чего не хотят руководители греческого правительства, так это участвовать в санкциях Евросоюза против руководства России, слушаться немецкого канцлера Ангелу Меркель и одновременно им совершенно не хочется оказаться в международной изоляции из-за своих радикальных взглядов.
Поэтому – едва приступив к исполнению своих обязанностей, – министры балансирующей на грани банкротства страны занялись каждый своей ролью. Премьер Алексис Ципрас вначале встретился с российским послом в Афинах, затем приступил к сворачиванию программы экономии, навязанной Греции, как говорят политики из партии СИРИЗА, международными кредиторами во главе с Германией. Затем презентовал свой антикризисный план председателю Европарламента Мартину Шульцу. Министр финансов Янис Варуфакис отправился с предложениями по сокращению кредитного бремени Греции в Париж, Лондон, Рим – но не в Берлин.
Ласковый теленок двух маток сосет
Самая интересная роль досталась министру иностранных дел Греции Никосу Котзиасу. Этот политик еще недавно работал на кафедре политологии университета в Пирее, и приглашал туда известного российского “евразийца”, политика экстремистского толка Александра Дугина прочитать лекцию и даже с ним фотографировался.
Так что, несмотря на договоренность о скорейшей встрече с главой Госдепа США Джоном Керри, Котзиас символизирует (как пишут многие СМИ, вместе с частым в Москве гостем, новым министром обороны Паносом Камменосом) “пророссийский” блок в правительстве. Руководитель МИД уже заявил, что, во-первых, его правительство готово выступить посредником на переговорах России и ЕС, а, во-вторых, именно его усилиями на последней встрече министров иностранных дел Евросоюза из итогового документа было исключено упоминание о новых санкциях против Москвы.
В европейской прессе транслируются две версии, объясняющие такое поведение. Первая – греки так торгуются с партнерами по ЕС, чтобы “скостить” долг. По второй, Афины всерьез рассчитывают на помощь Москвы и готовы стать ее союзником.
Долг платежом красен
В России, судя по всему, верят во второй вариант. СМИ в Москве всерьез обсуждают, какие проблемы для ЕС и канцлера Германии Ангелы Меркель создает СИРИЗА. Вопрос финансовой помощи Афинам, если судить по публикациям в близких к Кремлю изданиях, считается практически решенным. Тем более, речь может идти не о государственной прямой, а о косвенной помощи. Многие называющие себя православными бизнесмены из России регулярно бывают в Греции (обычно в монастырях на Афоне). У них масса контактов и в Афинах. Не случайно, наверное, российский предприниматель Константин Малофеев, находящийся под персональными санкциями, говорит газете The Financial Times, что для греческой экономики и народа дружба с Россией необходима.
Это “троянский конь” во вражеском стане, то есть в Евросоюзе, полагают, похоже, в Кремле. Многие российские комментаторы в СМИ прямо говорят, что новое греческое правительство, наконец, тот самый верный союзник, которого мы искали, но так и не нашли в финнах, чехах, словаках и тех же немцах. И за исполнение этой роли грекам, похоже, готовы платить.
Не исправились, и не исправимы
Между тем на Греции “висит” больше 300 млрд евро долгов международным кредиторам. Отдавать их в полном объеме нынешнее правительство явно не намерено. Их не смущает, что после 2009 года именно греки едва не привели Евросоюз к банкротству откровенно мошенническими операциями. Почему же россиянам должно повезти больше с этим “партнером”?
Москва, скорее всего, понимает, что греки и в мыслях не имеют отдавать долги, но это не смущает Кремль. Однако там почему-то не задумываются о том, что ранее греческие власти не только не отдавали деньги, но и не выполняли своих партнерских и союзнических обязательств в отношении ЕС. Почему бы им не поступить также и с Москвой, предварительно получив от нее деньги и даже использовав контакты с ней как аргумент при переговорах с международными кредиторами? Никаких гарантий, кроме самоубеждения, у Кремля, похоже, нет. Но желание получить союзника внутри ЕС сильнее рациональных аргументов.
Иван Преображенский