Море автобусов из Болгарии, припаркованных у рынка в историческом городе Эдирне в Турции, выдает масштабы валютного кризиса, мешающего президенту Реджепу Тайипу Эрдогану на пути к третьему десятилетию правления.
Об этом пишут Экономические новости со ссылкой на ibtimes.
Город с мечетями на западном краю Турции был ранней столицей Османской империи.
Теперь это место, куда покупатели из Болгарии и с Балкан едут, чтобы запастись всем, от нижнего белья до грецких орехов, где это стоит намного дешевле, чем на их родине.
Фото: AFP / Ozan KOSE
«Для нас кризис – это хорошо, но это очень плохо для турецкого народа», – сказала гид Даниэла Мирчева перед тем, как сесть на автобус до своего родного города Ямбол в Болгарии.
«Мы были в похожей ситуации, наверное, 10-12 лет назад», – сказал 49-летний мужчина, имея в виду мировой финансовый кризис 2008 года. “Очень трудно.”
Фото: AFP / Ozan KOSE
Турецкая лира рухнула под тяжестью необычного экономического эксперимента, который Эрдоган проводит в попытке повысить поддержку до выборов, которые состоятся в середине 2023 года.
Эрдоган подтолкнул Центральный банк к снижению процентных ставок, будучи горячо убежденным, что это, наконец, вылечит хроническую проблему инфляции в Турции.
Как и предсказывали экономисты, все произошло с точностью до наоборот.
Потребительские цены растут ежегодно более чем на 20%.
Некоторые экономисты считают, что в ближайшие месяцы этот темп может ускориться.
Только с начала ноября лира потеряла треть своей стоимости.
Она начала терять 5% в день, пока Эрдоган не объявил в понедельник о новых мерах поддержки валюты, которые смогли приостановить спад.
Это означает, что Мирчева может позволить себе купить несколько дополнительных бутлей подсолнечного масла и поставить их в автобус, набитый болгарскими покупателями.
«Это вдвое дешевле, чем в Болгарии», – сказала она.
Но настроение турецких трейдеров на рынке мрачное.
«Это унизительно», – сказала Гулсен Кайя из-за своего прилавка, набитого свитерами и зимней одеждой. «Посмотрите, что он сделал с Турцией!»
Фото: AFP / Ozan KOSE
Эрдоган делает ставку на то, что лира начнет расти за счет экспорта, который поставит Турцию на путь, по которому идет Китай во время экономической трансформации, вытащившей миллионы людей из бедности и создавшей новый средний класс.
Эрдоган удивил многих, открыв Турцию для иностранных инвестиций и обеспечив почти десятилетний активный рост.
Экономисты и дипломаты, а также некоторые болгары с трудом пытаются понять, почему Эрдоган решил так резко изменить курс в последние несколько лет.
«Я думаю, что люди, которые правят Турцией, если они сделают то, что, как я думаю, им следует делать, то лира очень и очень быстро вернется на уровень, который был летом», – сказал покупатель из Болгарии Тинко Гарев.
«Я очень сочувствую турецкому народу, потому что понимаю, что для него означают эти низкие цены».
Один высокопоставленный западный чиновник сказал, что падение рейтинга Эрдогана в большинстве опросов до 30% поставило ветерана турецкого лидера «в режим политического выживания».
«Вы можете не верить индивидуальным опросам, но траектория ясна», – сказал чиновник, который говорил на условиях анонимности. «Он доходит до самого дна своей базы поддержки».
Бюлент Рейсоглу управляет рынком Эдирне с момента его открытия после переезда из Стамбула 15 лет назад.
Он сказал, что число покупателей, заполняющих его похожий на ангар торговый центр, еженедельно выросло с 50 000 до почти 150 000 после того, как разразился кризис.
«Число иностранных покупателей увеличилось в четыре или пять раз», – сказал он.
Фото: AFP / Ozan KOSE
Тем не менее торговцы зарабатывают меньше денег, потому что увеличившиеся продажи более чем компенсируются глубиной обвала лиры.
«Наши поставщики присылают нам новые прайс-листы каждую неделю», – пожаловался продавец на рынке Утку Битмез.
«Все сырье поступает из-за границы, из Европы, Китая и Италии», – сказал он. «Цена на эти товары с прошлого года выросла вдвое».
Рейсоглу сказал, что он наблюдает за тем, как торговцы нервно следят за последними курсами обмена лиры на своих телефонах.
«Мы в шоке. Никто не ожидал такой большой девальвации».
Болгарские покупатели, похоже, тоже испытывали смешанные чувства по поводу таких выгодных предложений.
«Местные жители не могут купить все это», – сказала Ильяна Тодорова, покупая одежду вместе со своей дочерью-подростком. «Для обычных людей это никуда не годится».